|
|
|
|
Геодезия>>Проект вскрытия и разработки Кадали-Макитской террасы
3 Горная часть
3.1 Исходные данные для проектирования
3.1.1 Выбор способа разработки.
В зависимости от типа горных машин, используемых для выемки и
транспортировки песков, различают следующие способы разработки: подземный,
дражный, гидравлический, скреперно-бульдозерный, экскаваторный.
Подземный способ:
Из всех способов разработки наиболее трудоемким, дорогостоящим является
подземный. Подземный способ разработки целесообразно применять в следующих
условиях, где четко выдержанный и выраженный пласт, глубина залегания более
15 м, высокое содержание золота 10-12г/м3.
Дражный способ:
Современные многоковшовые драги представляют собой относительно сложные и
дорогостоящие комплексы с высокой степенью механизации и поточности
технологических процессов и обеспечивают достижение наиболее высоких
технико-экономических показателей по сравнению с другими способами
разработки.
Многоковшовые драги целесообразно применять для разработки пород
практически любой крепости и состава за исключением весьма валунистых и
крепко сцементированных пород и вязких глин.
Наиболее рационально многоковшовые драги применять для разработки
водоносных пойменных и больших ключевых россыпей с небольшим уклоном.
Дражный способ неэффективен по соображениям сравнительно большого уклона
террасы, и 100%-ной пораженности массива многолетней мерзлотой и
незначительного срока эксплуатации месторождения.
Гидравлический способ:
При гидравлическим способе применяются сравнительно простое оборудование
(гидромониторы, насосы, землесосы, гидроэлеваторы, трубы) и
процесс обогащение песков существенно упрощается, так как на промывку
поступает хорошо дезинтегрированные и размытые пески.
Так же характерен небольшой штат рабочих и относительно высокие технико-
экономических показателей.
Эти особенности позволяют при благоприятных условиях залегания россыпи и
наличии дешевой напорной воды обеспечить относительную низкую себестоимость
металла.
К недостатком гидравлической разработки следует отнести значительный расход
электроэнергии, ограниченность применения способа и сезонность работ.
Гидравлический способ целесообразно для разработки террасовых, увальных,
верховых, ключевых и реже долинных россыпей с ограниченным притоком
подземных и поверхностных вод. С увеличением притока разработка
усложняется, а себестоимость добычи повышается. Себестоимость добычи при
разработке пойменных россыпей увеличивается вследствие увеличения стоимости
осушения и транспортирования, но сохраняют основные преимущества этого
способа: небольшие капитальные вложения и простота оборудования. Запасы
россыпей, которые можно разрабатывать гидравлическим способом, изменяются в
широких пределах. Эти сроки зависят от капиталовложений, необходимых для
разработки россыпи и наличие разведанных запасов вблизи прииска. Если
необходимо строить линию электропередачи значительной протяженности и
поселок; то следует выдерживать сроки существования разреза не менее 10-12
лет.
Гидравлический способ применять не целесообразно из-за 100%-ной мерзлоты,
большой глубины россыпи и коротким сроком отработки.
Скреперно-бульдозерный способ:
Бульдозеры и скреперы имеют простую и надежную конструкцию, удобны в
управлении, обслуживаются одним человеком и имеют высокую
производительность при разработке легких, средней плотности и тяжелых
разрыхленных пород.
Бульдозерно-скреперный способ разработки не требует больших капитальных
затрат и характеризуется малым дельным расходом электроэнергии.
К достоинству следует отнести их высокую маневренность, возможной быстрой
перебазировки с одного участка на другой.
Недостатки: заметное снижение производительности при повышении валунистости
разрабатываемых пород и увеличенном расстоянии их транспортирования,
зависимость работ от климатических условий и высокая трудоемкость ремонтных
работ.
Бульдозерно-скреперный способ разработки применить невозможно из-за больной
глубины россыпи (до 33 м) и большой длине транспортировки пород.
Экскаваторный способ:
При использовании одноковшовых экскаваторов разработка может производится
как с применением транспорта, так и без него.
Для транспортирования песков к промывочным установкам, а торфов в отвал
в качестве транспортных средств используют автосамосвалы, ленточные
конвейеры и гидравлический транспорт.
Экскаваторный способ обеспечивает возможность применения
высокопроизводительных экскаваторов с небольшим радиусом разгрузки и
рационального размещения отвалов торфов, а на стационарных промывочных
установках можно использовать любое обогатительное оборудование. Однако
перевозка песков и торфов требует больших затрат.
При бестранспортной технологии вскрышные работы выполняют драглайном,
обеспечивает перевалку вскрышных пород в выработанное пространство.
При глубине россыпи до 33 м и шириной в среднем 308 м наиболее выгодно
разрабатывать экскаваторным способом ,с применением транспортной или
бестранспортной технологии, и с применением буровзрывных работ.
Для того чтобы определить какая схема наиболее выгодней нужно определить
приведенные затраты по каждой схеме.
Транспортная технология вскрыши.
В основу вскрышных комплексов следует включить экскаватор ЭКГ- 5А, по
стоимости и по своим параметрам наиболее соответствует горнотехническим
условиям эксплуатации месторождения.
Транспортирование торфов в отвал осуществляют автосамосвалы
Белаз –540 А (принят проектом).
Вскрыша торфов на верхнем горизонте массива многолетнемерзлых пород
выполняется бульдозерно-рыхлительными агрегатами (ДЗ –141 ХЛ) Т - 500
(принят проектом).
Складирования пустой породы в отвал осуществляет бульдозер (Д – 572Т) ДЭТ-
250 (принят проектом).
Бурение скважин осуществляется буровым станком 2СБШ-250МН
(принят проектом).
Приведенные затраты по первой схеме вскрышных работ.
Зпр = Сэкс + Еэ * Кi = 35942 + 0.16 * 112472 = 53937000 рублей;
где Еэ – коэффициент экономической эффективности капиталовложений, Еэ=
0.16;
Сэкс – эксплуатационная себестоимость, Сэкс = 35942 тыс.рублей;
Кi - капиталовложения, Кi = 112472 тыс.рублей;
Кi = (К1* Nэ) + (К2 * Nа) + (К3 * Nб) +( К4 * Nбо )=
(11892000 * 1) + (1078000 * 10 )
+ (10863000 * 3 ) + ( 8173000 * 7 ) =
= 112472 тыс. рублей;
где К1 – балансовая стоимость экскаватора ЭКГ-5А, К1 = 11891500 рублей;
К2 – балансовая стоимость автосамосвала БелАЗ – 540А,
К2 = 1078000 рублей;
К3 - балансовая стоимость бульдозера Т- 500, К3 = 10862500 рублей;
К4 - балансовая стоимость бульдозера ДЭТ - 250, К4 = 8173000 рублей;
Nэ – количество экскаваторов, Nэ = 1 штуки;
Nа – количество автосамосвалов, Nа = 10 штук;
Nб – количество бульдозеров Т - 500, Nб = 3 штуки:
Nбо – количество бульдозеров ДЭТ - 250, Nбо = 7 штуки:
Таблица 3.1.1.1- Балансовая стоимость автосамосвала БелАЗ – 540А
|Наименования расходов |Процентное |Единицы |Цена |
| |содержание |измерения | |
|Закупочная цена |- |тыс.руб. |980 |
|Транспортирования |10% |тыс.руб. |98 |
|Всего |- |тыс.руб. |1078 |
Таблица3.1.1.2 - Балансовая стоимость бульдозера Т- 500
|Наименования расходов |Процентное |Единицы |Цена |
| |содержание |измерения | |
|Закупочная цена |- |тыс.руб. |9875 |
|Транспортирования |10% |тыс.руб. |987.5 |
|Всего |- |тыс.руб. |10863 |
Таблица 3.1.1.3 - Балансовая стоимость бульдозера ДЭТ- 250
|Наименования расходов |Процентное |Единицы |Цена |
| |содержание |измерения | |
|Закупочная цена |- |тыс.руб. |7430 |
|Транспортирования |10% |тыс.руб. |743 |
|Всего |- |тыс.руб. |8173 |
Таблица 3.1.1.4 - Балансовая стоимость экскаватора ЭКГ-5А
|Наименования расходов |Процентное |Единицы |Цена |
| |Содержание |измерения | |
|Закупочная цена |- |тыс.руб. |7500 |
|Запасные части |2.5% |тыс.руб. |187.5 |
|Итого |- |тыс.руб. |7687.5 |
|Наценка УМТС |31% |тыс.руб. |2383.1 |
|Стоимость деревянной тары |2.3% |тыс.руб. |176.8 |
|Транспортирования |10% |тыс.руб. |768.8 |
|Итого |- |тыс.руб. |11016.2 |
|Заготовительные – складные расходы |1.2% |тыс.руб. |132.2 |
|Итого |- |тыс.руб. |11148.4 |
|Расходы на комплектацию оборудования |0.7% |тыс.руб. |70 |
|Итого |- |тыс.руб. |11218.4 |
|Монтаж |6% |тыс.руб. |673.1 |
|Всего |- |тыс.руб. |11892 |
Эксплуатационная себестоимость.
Эксплуатационная себестоимость включает в себя затраты:
амортизацию горного оборудования; электроэнергию; материалы;
заработанная плата и прочие затраты.
Сэкс = Зам + Зп + Зэ + Зэк + Зпр = 14958 + 6293 + 214 + 11210 + 3267 =
35942 тыс.руб;
где Зам - затраты на амортизацию горного оборудования,
Зам = 14958 тыс.руб;
Зп - заработанная плата, Зп = 6293 тыс.руб;
Зэ - затраты на электроэнергию, Зэ = 214 тыс.руб;
Зэк - эксплуатационные затраты, Зэк = 11206 тыс.руб;
Зпр - прочие затраты, Зпр = 3267 тыс.руб;
Таблица 3.1.1.5 - Затраты на амортизацию горного оборудования.
|Оборудование |Стоимость |Норма |Количество,|Годовая сумма|
| |оборудования,|амортизации| |амортизации, |
| | |, % |шт. |тыс. руб. |
| |тыс.руб. | | | |
|Экскаватор ЭКГ-5А |11892 |7.7 |1 |915 |
|Автосамосвал |1078 |16.7 |10 |1800 |
|БелАЗ – 540А | | | | |
|Бульдозер Т-500 |10863 |15 |3 |4888 |
|Бульдозер |8173 |15 |7 |8580 |
|ДЭТ- 250 | | | | |
|Всего | | | |14958 |
Таблица 3.1.1.6- Заработанная плата
| |ра| | | | |Основная |Допо|Итог|
| |зр|Штат, |Число |Тариф-|Годовой|зарплата, |лнит|о |
|Наименовани|яд|чел. |смен | | |тыс.руб. |ельн|фонд|
|й | | |работы |ная |Фонд | |ая |а |
|профессий | | |в год |ставка|зар. | |зарп|зарп|
| | | |одного |в |платы, | |лата|латы|
| | | |рабочег|день, |тыс.руб| |10% |, |
| | | |о |руб |. | |тыс.|тыс.|
| | | | | | | |руб.|руб.|
|Плата по | | | | |
|одноставочному |кВт |231000 |0.224 |51744 |
|тарифу | | | | |
|Плата по | | | | |
|двухставочному |кВт |1600 |79 |126400 |
|тарифу | | | | |
|Неучтенные затраты | | | |35628 |
|20% | | | | |
|Всего | | | |214000 |
Затраты на электроэнергию определяется суммированием одноставочного и
двухставочного тарифа за 1 час работы экскаватора и стоимости 1кВт.ч.
Расход энергии по одноставочному тарифу, Wо = 231000 кВт;
Расход энергии по двухставочному тарифу, Wд = 1600 кВт;
Wо = Nуст * tг * К * Цот * Ки = 250 * 4620 * 0.25 * 0.8 = 231000 кВт;
где Nуст – установленная мощность экскаватора ЭКГ –5А, Nуст = 250 кВт;
tсез – число рабочих часов в год, tг = 4620 часов;
К- коэффициент интегральности, К = (0.25 –0.3);
Ки - коэффициент использования, Ки = 0.8
Wд = Nуст * Тмес * Цдт * Ки = 250 * 8 * 0.8 = 1600 кВт;
Таблица 3.1.1.9 - Эксплуатационные затраты на автосамосвал БелАЗ – 540А.
| | |Затраты рублей на 1000 км | | | |
|Оборудование| | | | | |
| |Кол | | | | |
| |-во, | | | | |
| |шт. | | | | |
|Закупочная цена |- |тыс.руб. |39375 |
|Запасные части |2.5% |тыс.руб. |984.4 |
|Итого |- |тыс.руб. |40359.4 |
|Наценка УМТС |31% |тыс.руб. |12511.4 |
|Стоимость деревянной тары |2.3% |тыс.руб. |928.3 |
|Транспортирования |10% |тыс.руб. |4036 |
|Итого |- |тыс.руб. |57835.1 |
|Заготовительные – складные расходы |1.2% |тыс.руб. |694 |
|Итого |- |тыс.руб. |58529.1 |
|Расходы на комплектацию оборудования |0.7% |тыс.руб. |410 |
|Итого |- |тыс.руб. |58939.1 |
|Монтаж |6% |тыс.руб. |3536.3 |
|Всего |- |тыс.руб. |62476 |
Эксплуатационная себестоимость
Сэкс = Зам + Зэк + Зп + Зэ + Зпр = 2499 + 3500 +1009 + 2028 + 904 =
= 9940 тыс.руб.
Таблица 3.1.1.13 - Затраты на амортизацию горного оборудования.
|Оборудование |Стоимость |Норма |Количество,|Годовая сумма|
| |оборудования,|амортизации| |амортизации, |
| | |, % |шт. |тыс. руб. |
| |тыс.руб. | | | |
|Экскаватор | 62476 |4 |1 |2499 |
|ЭШ 15/90А | | | | |
Таблица 3.1.1.14 - Заработанная плата
| |ра| | | | |Основная |Допо|Итог|
| |зр|Штат, чел.|Число |Тариф-|Годовой|зарплата, |лнит|о |
|Наименовани|яд| |смен | | |тыс.руб. |ельн|фонд|
|й | | |работы |ная |Фонд | |ая |а |
|профессий | | |в год |ставка|зар. | |зарп|зарп|
| | | |одного |, |платы, | |лата|латы|
| | | |рабочег|тыс.ру|тыс.руб| |10% |, |
| | | |о |б |. | |тыс.|тыс.|
| | | | | | | |руб.|руб.|
|Плата по | | | | |
|одноставочному |кВт |2194500 |0.224 |490000 |
|тарифу | | | | |
|Плата по | | | | |
|двухставочному |кВт |15200 |79 |1200000 |
|тарифу | | | | |
|Неучтенные затраты | | | |338000 |
|20% | | | | |
|Всего | | | |2028000 |
Расход энергии по одноставочному тарифу, Wо = 2194500 кВт;
Расход энергии по двухставочному тарифу, Wд = 15200 кВт;
Wо = Nуст * tмес * Тмес * К * Цот = 1900 * 4620 * 0.25 = 2194500 кВт;
где Nуст – установленная мощность экскаватора ЭШ 15/90А, Nуст = 1900 кВт;
Wд = Nуст * Тмес * Цдт = 1900 * 8 = 15200 кВт;
Таблица 3.1.1.16 - Эксплуатационные затраты на экскаватор ЭШ 15/90.
| | |Затраты на 1 машино – час | | | |
|Оборудовани| | | | | |
|е |Кол | | | | |
| |-во, | | | | |
| |шт. | | | | |
| |Канаты |ГСМ |Материалы |Ремонт |Кабели |Общие
Затраты на 1 машино - час. |Количество часов работы в сезон, час. |Общая
сумма затрат, тыс. руб. | |Экскаватор
ЭЩ 15/90 |
1 |
100 |
39 |
167 |
429 |
30 |
765 |
4620 |
3500 | |
Прочие затраты
Зпр = (Зп + Зэ + Зам + Зэк ) * 10% = (1009 + 2028 + 2499 + 3500) = 904
тыс.руб.
По результатам расчета определили что приведенные затраты по транспортной
технологии равняются 53937000 рублей, а приведенные затраты по
бестранспортной технологии 19936000 рублей, следовательно вскрыша будет
производится по бестранспортной технологии.
Добычные работы
При запасах песков 1 млн.м3 годовая производительность карьера по единым
нормам выработкам должна составлять 150-250 тыс.м3 .
На основе использования исследований АО “Иргиредмет” и результатов опытно-
промышленных работ по извлечению тонкого и мелкого золота, для обогащения
песков россыпи были рекомендованы промывочные приборы ПКБШ-100.
Суточная производительность промприбора составляет 77 м3/ч.
При мощности песков 1,96м. и производительности прибора 77 м3/ч,
более рациональным было решение использовать на добычных работах мобильный
экскаватор КАТО-НД-1500 на гусеничном ходу с вместимостью ковша 1.5 м3 с
производительностью 88 м3/ч .
Складирование эфельных отвалов, подачу песков в бункер обогатительной
установки, а также часть инженерных работ выполняется бульдозерами
(Т-170) (принят проектом).
Складирование галечных отвалов, а также часть инженерных работ выполняется
бульдозерами Д – 572Т (ДЭТ- 250) (принят проектом).
Транспортирование песков на промывочный прибор осуществляют автосамосвалы
Белаз –540 А (принят проектом).
123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536
Для добавления страницы "Проект вскрытия и разработки Кадали-Макитской террасы" в избранное нажмине Ctrl+D |
|
|
|
|
|
|