Разновидности речи.
Основанием клас. разн. речеи могут быть раз. факторы кот. дают возможность выделять уст. и пис. речь, диол. и монолог. речь, функ. стили и типы речи. В зависимости от формы обмена инф. – с пом. звуков или с пом. пис. знаков – выд.
уст. и пис. речь. Их основой явл. лит. речь, выст. как ведущ. форма сущ. рус. яз. ЛТ – это речь, рассчит. на сознательный подход к сис. средств общения, при кот. осущ. ориентация на определенные нормиров. образцы ЛТ отлич. универсал. в сфере функц., на
ее основе создаются сочинения, пуб. стат., деловая письменность.
Устная речь
- это звучащая речь, функц. в сфере непосредств. общения, а в более широком понимании – это любая звуч. речь. Истор. устная речь первична. В ней бол. роль играют место лог. ударения. степень четкости произнош., налич.
или отсут. пауз.Фун. разнов. : ус. научная, у. публиц., у. в сфере офиц. – дел. общения, худ. и разговор. речь.
Восприят. по зрит. и слух. каналу( испол. верб. и невер.) Одно из гл. св-в: необрат., поступ. и линейн. хар-р развертывания во времени.Могут быть св-ны неплавность, фрагментар., делание единогоепред. на нескол. коммуник. самост. единиц
Интерес собеседника – интонация, повторения, подчеркивание моментов. УР: подгот.(доклад, лекция, продуманность) и неполгот.(беседа, разговор; спонтанность). В УР много пауз – возм. подумать о дальнейшем. Св-ны мен. лексич. точность, наличие реч. ошибок,
огран. слож. словосоч. и пред., нет прич. и дееприч. оборотов. УР развор. посредством ассоциат. присоединений.
Письменная речь-
созд. людьми вспомог. знаковая сист., которая испол. для фикс. звукового языка,; самостоят. сис. коммуник., которая выпол. фун. фиксации устной речи, приоб. ряд самостоят. функций. ПР вторична по отнош. к УР. Бу
ква – знак, с помощью которого обозн. звуки речи.,
явл. метериал. формой пис. речи. Ос. фун. – способ. к длит. хранению информ. Испол. книжный язык, урпотреб. которого нормиров. и регламен
тировано. Порядок слов в предлож. закрепленный, инверсия не типична или невозможна( офиц. – дел.), слож. синт. конструк, прич. и деепр. обороты, вставные констр.Ориентир. на восприятие органами зрения- облад. четкой структурой и форм. организ, имеет сис.
нумерации страниц, деление на разделы, параграфы. Обладает стилеобразующей ф-цией.- выбор язык. средств.
Диалог.-
разговор 2-х или нескол. лиц, форма речи, сост. из обмена репликами. Ос. един. – диал. единство – смысл объед. нес. реплик.
-
отнош. зависимости
-
диалог по типу сотруд.
-
диалог-равенство
Структура: зачин, ос. часть, концовка. Д. – неподготов. спонтанный тип речи. В диол. речи испол. универ. пр-п экономии ср-в слов. выражения. Тины Д.: бытовой, деловая беседа, интервью.
Монолог-
развер. высказ. одного лица. Осн. типы: процесс целеноправленного сообщения, речь наедине с самим собой. М. может быть неподготов. спонтанным или подгот. По цели высказыв. : информ( передача знаний: лекции, отчеты, высту
пления)., убежд.( обращена к эмоциям слушающего: позд., торж., напутственные речи), побужд (побудить к различного рода действиям: пол. речь. речь-протест).
Структура: вступ., осн. ч., заключение.
Функционально-смысловые типы речи.
Выделяют след. виды: описание, повествов., рассуждение. Первые два- соотн. с миром вещей- предметов, послед. – с миром понятий, суждений.
Описание-
словесное изобр. какого-либо явлен. действит. путем перечис. его характер. признаков, служит для восозд. мира предметов и установ. связи между ними. Описание= признак + приз. + приз. Цель-зафик. хар. признаки предмета
или лица. В О, испол. глаголы в форме несов. вида наст. и прош. времени.
Повествование-
рассказ о событиях и служит для передачи послед. разл. соб., явл., действий. П=событие+соб.+соб. Испол. глаг. соверю вида.
Рассуждение-
это словесное издожение, разьяснение и подтверждение какой-либо мысли. Р. должно сод. посылку(точно сформул. основную мысль), осн. часть( умозак., кот. отраж. ход мыслей, пивод. к новому суждению) и вывод(должен соо
тносит. с посылкой и логич. вытекать из всего хода рассуж.)
Функциональные стили речи.
Выделяют: научный, офиц.-деловой, газетно-публиц., худож. и разгов. – обиходный.
Научный стиль.
Сфера – наука. Вед. пол. занимает монологическая речь. Один из важ. жанров – научная статья. Испол. преим. в пис. форме речи. Ос. черты: точность, абстрактность, логичность, объективность изложения. Практич
ески любой науч. текст может содер. графическую инфор. – одна из черт науч. стиля.
Оф.-деловой.
Сфера- администр.-правовая деят. Жанры: устав, закон, приказ, рецепт, жалоба, анкета. инструкция. Осн. форма реализ.- писменная. Общие черты: точность изложения, детальность изложения, стереотипность, стандар
тизованность изложения. Итспол. сложные слова(работодатель, квартиросъемщик), недопустима полесимия(многозначность),, метаф. испол. слов, употр. слов в переносно м значении, хар. испол .отглагольных сущ. и причастий.( прибытие поезда, принятие мер, данны
й, указанный)
Газетно-публицистич.
Функцион. в общ. –пол. сфере и испол. в ораторских выступ, в раз. газет. жанрах(статья,репортаж). Реал. как в пис., так и в устной форме. С фун. возд. на мас. читателя связана черта- эмоционально - эк
спрессивный хар-р, а с быстротой передачи общественно значимой инфор. связан стандарт этого стиля. Лексика имеет ярко выраж. эмоц. – экспрес. окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Активно испол. иноязычные слова и элемент
ы
слова- приставки(а-, анти-, ультра-). Исп. конструкций с разговор. окраской, построений с частицами, междом., инверсии, бессоюз. предлож., эллипсисов(пропуск того или иного члена предлож
ения).
Художественный стиль.
Находит применение в худ. лит-ре, которая выпол. образно –позноват. и идейную ф-ции. Типично внимание к частному и случайному, за которым прослеж. типичное и общее( Мертвые души). Испол. образные сре
дства рус. лит. яз., а также слова, реал. в контексте свое значение- слова широкой сферы употребления; речевая многозначность слов. Для поэт. речи хар. инверсия.
Разговорно-обиходный стиль.
Функц. в сфере повседневно-бытового общения. Реализуется в форме непринужденной, неподготов. монологич. или диалогич. речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофиц. переписки. Жанры: ле
кция, выступление, ответ на экзамене. ВКл. в себя не только спец. языков. ср-ва, но и нейтральные, яв. основой лит. яз. Ос. черты: неприн, и неоф. хар. общения, эмоционально – экспрессивная окраска речи; лексическая разнородность. Типичны построения с ча
стицами, междометиями, построения фраз. хар-ра(Тебе говорят, а без толку).
Язык и речь.
Язык – опр. набор знаков, дейст. в опр. социуме, простр. и времени. Язык- социальнообработ., историч. измен. знаковая система, служ. основным ср-вом общения и представл. разными формами существования, каждая из которых имеет хотя б
ы одну форму реализ. – устную или пис. Цель – передача инфор. 3 осн. задачи: сообщить(комуникат.), научить(когнитивная), потрясти( эмоциональная). В
нац. яз. могут присут. территор.( упот
р. лицами, прожив. на опр. территории и облад. опр. чертами, противопост. особенностям др. диалектов) и соц.( жаргон; раз. данного языка, употр. лицами, принад. к одной социальной или профессион. группе) диалекты.
Осн. соц. форм сущ. конкретных языков: индивидуальный язык, говор, диалект.
Фонема- неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служ. для оппознавания, различ. или разгран. миним. значим. единиц –морфем, а через них и слов. Морфема-миним. часть слова, которая может иметь какое-либо значение. Сл
ово- важ. един. языка, служ. для наимен. предметов, процессов, признаков или указ. на них. Словосочет.- два или нескол. слов, объед. по смыслу и грамматич. Оно сост. из главного слова и зависимого. Предложение- основн. синт. единица, которая содер. сообщ
ение о чем-либо, вопрос, побуждение. Сфера употр. языка универсальна-он испол. в общении во всех областях чел. деятел. Осн. знаком явл. слово( звуков. или пис. знак, воспр. органами чувств, замещ. понятие или предмет). Предлож.-коммуник. знак, обеспеч. я
зыку вожмож. передавать любую мысль, инфор. Речь- процесс пользования языком, реализ. языка.
-
речь конкретна, неповтор., актульна, развер. во времени, реал. в простр.
-
речь активна, линейна, стремится к объедин. слов в речевом потоке, она менее консервативна, более динамичная, подвижна
-
обуслов. контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спотанна и неупотр. Будучи актом коммун., речь всегда обращена к кому-либо. Формула Якобсона:
контекст
Адресант(отправитель) – сообщение(референция) – адрест (получатель). Сообщение – процесс и резул. порож. речи, т.е текст. Референция-это содер. сообщения. Код – это тот язык или его разновидность, который испол. участники коммуник. акт
а. Контекст-это обстоят., в которых происходит конкретное событие. К псих. струк. компонента акта – цели и задачи. К социально-рол. структур. компонентам – статусные и ситуат. роли участников общения, а также испол. ими стилевые приемы.
Денотация – знач. слова, признав. большин. людей данного лингвистич. сообщества, лексич. значение слова. Коннотация – это .вторич. ассоциации слова, рказдел. одними или нескол. членами данного сообщества. Полисемия- слова имееют более
одного общепринятого значения. Синонимия- сообщение закодир. с помощью раз. слов и фраз.
Речь в межличностном общении.
Межлич. коммун. опред. как взаимодейст. между небольшим числом коммуник., которые находятс\ в простр. близости, т.е имеют возможность видеть, слыш., легко осущ. обратную связь. Разговорная речь, для кот. хар-ны: персональность адре
сации, спонтанность и непринуж, ситуативность реч. повед., эмоциональность. 2 осн. вида реч. повед.: фатич. реч. повед.(общение) и информ. реч. повед.(сообщение). Задача ФРП – говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. ИРП: совместное решение зад
ач, задавание вопросов, уточнение понимания. Близ. отнош. невозм.без эмоцион. и личност. самораскрытия. В теории межлич. коммуник. известна модель – Окно Джохарди- позвол. выявить индивид. стили поведения людей в зависим. от их самораскрытия. Суть – демо
нстр. взаимозов. инфор. о нас самих, которая доступна только нам, и осознания того, как другие восприн. нас.
|
я знаю о себе
|
я не знаю о себе
|
другие знают обо мне
|
Открытая зона
|
Слепая зона
|
другие не знают обо мне
|
Скрытая зона
|
Неизвестная зона
|
Поведение слушателя: поддерживающий тип, непод. тип
Приемы поддер. : прямое признание, выражение положительных эмоций, уточняющие реплики, поддержив. реплики. Приемы неподдер.: туход от обсуждения(перевод раз. на др. тему), безличные предл., прерывающиеся фразы, сообщение, сод. противор
ечие между вербальным и невербальным содержанием. Виды слушания: нерефлексивный(вним. слуш. молча, не встав. в речь соб. свои реплики), рефлексивное(вербальные ср-ва):выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование,; эмпатическое(голос. выра
ж. эмоций)
Ораторская этика
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжел. и профессион. Доброжел. предполагает невозмож. агрессив. поведения(упреки, угрозы, оскорбления) и демогогию(ложь). Проф. отношение-умение раб. с ауд. , не завис. от ее р
аспол. к оратору. Этические качества оратора: честность, скромность, доброжелат., осмотрительность. Речь данна чел., чтобы скрывать свои мысли. Честный оратор: добросовестный, компетентный, принципиальный, самокритичный. Скромность: равность с ауд., вним
ание к тому, что говорят другие. Доброжел. – доказательство пользы, блага для аудитории. Нельзя:
-
предст. глупым, нечестным , слабохар. тех лиц, мнение кот. вы оспариваете
-
обращение к чув. ауд. не должно перераст. в манипуляцию
-
отждест. взгляды чел. со вз. той группы, партии, к которой он принадлежит
-
искажать мнения оппонентов
-
бравировать личю качествами
-
отказываться от исходных тезисов
Эстетика речи.
Хорошее выступление – выс. цельное в ритмико-интон. отношении. Выраз. речи, ее возд. сила увелич., если оратор испол. разнообр. изобр. – выраз. ср-ва, ибо они аппелир. к миру чувств и эмоций ауд.
-
метафора- перенос наименования на основе сходства
-
эпитет – образное определение, выр. иетаф. прилаг. (грустными и доверчивыми глазами)
-
олицетворение – явление, событие, качество, св-во уподобл. живому существу.
-
гипербола- колич. усиление интенсивности, св-в, особенностей поведения.
-
сравнение- уподобление одного другому на основе выявления общего признака
-
антитеза(противопост.)
-
подхват – повторение в начале след. констр. слов, стоящ. в конце предщест. конструкции.(устал. Устал от дум тяж.)
-
каламбур- игра значениями слов
-
риторич. вопрос
-
вопросо-ответное единство-способ диалогиз. текста
-
повтор
-
многосоюзие- подчер. значение каждого компонента конструкции
Виды речей. Этапы построения ораторского выступления.
Любой язык – это система знаков. Речь – та языковая деятельность, которая помогает нам реализовать эти знаки.
Риторика предполагает 5 элементов ораторской речи:
- ИНВЕНТИО -нахождение того, что сказать
- ДИСПОЗИТИО -расположение изобретённого
- ЕЛОКУТИО- украшение словами
- МЕМОРИЯ - запоминание
- АКТИО - произнесение, действие
3 “кита”, на которых держится хороший оратор:
-
этос - этические качества оратора
-
логос – наука об аргументации
-
пафос – то, какие чувства оратор вызывает у аудитории.
Этапы построения ораторского выступления:
-
вступление( обычное – можно заранее подготовится; внезапное- импровизация; вступление с ораторской предосторожностью – нельзя полностью встать на позицию аудитории, нельзя давить на аудиторию своим авторитетом, нельзя говорить с ау
диторией о пользе последствий.
Любое вступление должно заканчиваться основным тезисом( изложение, подтверждение, опровержение).
-
основная часть
-
заключение
Все речи делятся на 3 основные группы:
-
совещательная – стремление побудить аудиторию к решению, которое ей надо реализовать в будущем
-
судительная – оценочная речь, анализ какого- то существующего факта
-
показательная – речь, призванная создать общественное мнение о ком-то или о чем-то.
Суш. 10 элементов, которые характеризуют хорошую речь: объективность, ясность, образность, целеустремленность, повышение напряжения, повторение, смысловая насыщенность, лаконичность(краткость), юмор.
Любой оратор должен четко определить цель речи:
-
развлечь
-
удовлетворить любознательность
-
убедить
-
призвать к действию
Советы при выборе тем:
-
тема должна соответствовать познаниям и ингтересам оратора
-
нельзя идти на поводу у аудитории, не говорить ауд. только то, что она хотела бы услышать
-
говорить о том, что знаешь лучше аудитории.
-
учитывать основные интересы ауд(жизнь, смерть, здоровье, деньги, мир,война).
виды речи
|
Этос(ты сам)
|
Логос(ты-им)
|
Пафос(их реакция)
|
совещательная
|
собрание
|
в будущее
|
склонить к действию
|
судительная
|
суд
|
о прошлом
|
осудить или оправдать
|
показательная
|
торжественное собрание
|
о прошлом, возможность будущего
|
прославить или ославить.
|
.
Спор.
Спор – диалог, общение между людьми. Общественный спор – обсуждение вопроса несколькими участниками беседы с целью достижения истины нлн одержания победы. Исскуство ведения спора – эристика, хар-ся 2 осн. приз.: доказательность(лог
. воздействие на оппонента принуд. рассуждения) и убедительность(псих. воз. на. оппонента, напр. на восприяьие им той или иной идеи). Виды спора:
-
дискуссия- обсужд. спорного вопр., основ. на логике. Цель- прийти к согласию, хотя бы путем компромисса
-
диспут- близкий к дискуссии вид спора, публич. спор на какую-то заранее обговоренную тему.
-
дебаты – разговор(пуб. спор) на научную тему
-
прения
Это позит. виды спора, напр. на достиж. истины. Противопост. им полемика, в кот. главным явл. борьба. Участ. в ней стороны более вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактике. Стратегия спора- общий план его ведения. Пропонент
- тот, кто выдвигает и отстаивает некот. тезис. Оппонент- тот, кто оспаривает тезисис. 2 вида полемики: критическая(ваш противник хороший человек, но заблуждается, вы критикуете этого человека, но не разоблачаете его, вы уважаете этого человека) и разобл
ачительная( вам не только надо док., что
ваш оппонент не прав, не то, что он заблуждается, а то что его позиция основана на его нрав. качествах, вы объединяете чел. и идею).
Тактика спора – подбор и испол. в споре опред. совокупности логич. и псих. приемов.
-
корректное поведение участников
-
внимательное и доброжел. отношение к высказываниям противной стороны.
-
инвариант тактики спора сост. открытость одного для восприимчивости убед. доводо в другого
условное принятие доводов противника – позволяет избежать прямого опровержения точки зрения противника в споре.
Для любого вида спора важно: чтобы вопрос, по которому он
ведется, был важен для каждого из участников(актуальность).; обяз. потенциальное нахождение решения; вопрос должен быть проблемным. 3 типа спора:
-
диалектика(убеждение). Важно честно придерживаться темы спора, уважать своего оппонента, не давить на него эмоцианально, не опровергать оппонента, иначе как только в целях истины.
-
эристика-добиться победы
-
софистика – доказывая истину, решить спор в свою пользу; софизм – умышленно ложное умопостроение
вид
|
этос
|
логос
|
пафос
|
диалектика
|
истина
|
силогизмы
|
ценить отношение
|
эристика
|
преследовать свою пользу
|
софизмы
|
презирать оппонента
|
софистика
|
док. истину, решить в свою пользу
|
силог. и софизмы
|
обмануть и угодить оппоненту.
|
Социально-психологические аспекты спора
.
В сит. спора(полемики) завуалир. отступления от правил наз. эристическами уловками.
-
приманка – достаточно скрытая лесть, особенно сильно возд. на честолюб. людей
-
самовосхваление – распис. свои достиж., таланты, оппонент ставит вас в положение млад. брата
-
досказание – соперник домысливает развитие сит., выводя ее за рамки извест. фактов
-
гибкая терминология- подбор слов, выз. опред. настрой у слуш. (отриц. или полож.): мент – милиоц.
-
демагогия(птичий язык)- говорить мудренным языком
-
трескотня – высказ. множ. мыслей в быстром темпе
-
многозначительная недосказанность
-
мнимая невнимательность – умыш. не замеч. доводов
-
бремя доказательства – тезис высказан, но не аргумент.
-
симуляция непонимания- противник якобы не понимает о чем ведется речь
Орган. – процедур. уловки:
-
брать горлом – повышение тона, перебивание, словесное забивание противника
-
отклад. обсуждения главного вопроса- утомить участников, а затем без детального обсуждения объявить нужное решение главного вопроса
-
жесткая фиксация принятого решения
К эристич. уловкам также относятся: многовопросие( вопрос от дурака), уничтожение предмета обсуждения( возражение наперед, ложное подозрение, категорическое несогласие), изменение модальности( авторитарный стиль. переход на личности, п
одмена одной темы другой), навязывание следствий, игра гиперболой и литодой, иронический повтор, запретна обсуждение, прием капкана.
Служебно-деловое общение.
Деловое общение – такое взаимодействие людей, которое подчинено решению опред. задачи, т.е цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения. Ограничения в поведении людей: достаточно жесткая регламентация, иерархичн
ость построения организации ( между подразделениями и сотрудниками закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства), мотивация труда как условие эффективной деятельности или предприятия. Требования к речевой коммуникации: четко опред. цель св
оего сосбщения, делайте с. понятным и доступным для восприятия разными группами работников, делайте с. по возможности кратками и сжатами, отказ. от излишней инфор., в раз. с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонст. им сигналы вашего по
нимания и готовности к совмест. действиям.
Деловая беседа- разговор преимущ. между 2 собеседниками. Цели: стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание к действию; необходимость выработки руководителем соотв. решений на
основе анализа мнений и высказываний сотрудников. Вопросы в деловой беседе: по хар-ру ожидаемых ответов- закрытые и открытые; по заключ. в них содержанию – вопросы о фактах, вопросы о мнениях, желаниях, установках; по функциям – контрольные вопросы(служ
ат для проверке достоверности ответов), уточняющие( уточ. или перепроверяют сказанное), зондирующие( цель – получить как можно больше инф. о собеседнике, чтобы решить в каком направлении действовать). Зеркальные вопросы -построены на полном повторении от
вета собеседника или на повторении ключевых слов в его ответе, напр. на достиж. понимания его чувств, переживаний, состояний. Косвенные вопросы – испол. в случаях, когда есть опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне. Эстафетный в
опрос предназначен для поддержания и продолжения диалога. Вопросы – мосты – испол. для перехода к другой теме в беседе. Заключающие – испол. при завершении, если важно подчеркнуть равноправие собеседников. Виды деловых бесед: беседа при приеме на работу(
носит хар –р пнриемного интервью, осн. цель кот. оценить деловые качества поступающего на работу), беседа при увольнении с работы(ситуация незапл., добров. ухода сотрудника и сит., когда приходиться уволнять сотрудника или сокращать), проблемные и дисци
плинарные беседы(поручение задания, критика подчиненного, отчет о работе). Структура; подготовительный этап( продумать вопросы, услолвия и время проведения, подготовить необходимые материалы и документы), начало беседы(установление контакта с собеседнико
м, пробуждение интереса к беседе: метод снятия напряженности- испол. теплых слов, метод зацепки – испол. кого-либо соьытия, сравнения, личного впечатления, анекдота, метод стимулирования игры воображения, метод прямого подхода – непосредст. переход к дел
у.) , основная часть( сбор и оценка инфор., выявление целей и мотивов собеседника) , заключ. часть( своеобраз. общея оценка беседы, достиж. цели, обеспечение благоприятной атмосферы).
Деловое совещание- деят., связ. с принятием решения группой лиц. Факторы успеха: тщательное планирование цели, состава участников, повеситки дня и места проведения. Виды дел. сов. :
-
принадлежность к сфере общественной жизни( собрания и заседания раз. пол., науч. сипозимумы, семинары, конференции
-
масштаб привлечения участников(меж., отраслевые, региональные, областные, городские)
-
место проведения(местные, выездные)
-
периодичность проведения(регулярные, постоянно действующие
-
кол-во участников( в узком составе, в расширенном, представительные
Цели инструктивных совещаний: передача необ. сведений и распоряжений сверху вниз по схеме управления. Цели оперативных сов.: получ. инф. о текущем состоянии дел. Проблемных сов. – поиск наилуч. решений определенной проблемы в кратчайши
е сроки.
Проблемное совещание может включ. мозговой штурм.
Телеф. разговор – контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное спец. тех. ср-ми общение собеседников. Особенности тел. комун. : скорость передачи инф., немедленное установл. связи абонентов, конфед. контакта.
>
Невербальные ср-ва общения: паузы, интонация. шумовой фон, быстрота снятия трубки, параллельное обращение к другому собеседнику.
Аннотирование и реферирование.
Слово аннотация произошло от лат.
annotatio
– замечание, пометка. Ан. наз. краткую хар-ку книги (статьи), содер. перечень осн. разделов, тем или вопросов, рас. в оаб
оте. АН. на книгу может вкл. указание на особенности в излож. материала и адресат. Отвечает на вопросы: о чем? из каких частей? как? для кого? – осн. стандартные элементы. Ан. на книгу помещ. на обратной стороне ее титульного листа и служит источ. инф.
о содержании работы
Слово реферат от лат. referrе – докладывать, сообщать. Реферат - .краткое изложение научной работы – статьи или книги. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее осн. положений
с приведением аргументации или опис. методики и пров. экспер., рез. исслед. работы – простой инф. реферат. Темат. реферат – привлечение более, чем одного источника, по крайне мере 2-х науч. работ – обзорный реферат. В реф. могут быть испол. цитаты из ре
фер. работы.
Логика ораторской речи.
Готовя выступление нужно учит. след. логич. законы:
-
закон тождества( всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой по себе)
-
закон непротиворечия ( два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайне мере одно из них ложно)
-
закон исключения третьего( утвер. или отриц. не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно –и, другое –л)
-
закон достаточного основания(всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание)
Типовые ситуации в ораторском выст. порож. типовые схемы аргументации. Не все из них в лог. отношении яв. верными. Ошибки:
-
неполная аналогия (приводя умозак. по аналогии, помните, что ан. не всегда бывает полной)
-
отождествление временной послед. событий с их причинной связью( врем. посл.не всегда подразумевает
наличие между ними прич.
-
след. отношений
)
-
ошибки объединения( эта газета для бездомных, след. ее выпускают бомжи)
-
разъединения
(
совет директоров компании исчерпал свои возможности
–
люди
,
в него входящие
,
тоже их исчерпали)
Порядок аргументации: сильный довод, группа слабых, самый сильный.
Подавляющее большинство речевых актов содер. в себе аргументацию. АР.
–
это логико
-
коммун. процесс, напр. на обоснование позиции одного человека с целью послед. понимания и принятия другим чел. Тот, кто обоснов. свою позиц
ию
–
аргументатор,
тот, кому адресована позиция
–
реципи
ент. В армках аргументации происходит отбор из уже извест. положений тех, кот. необходимы для обоснования данной позиции; в арг. обе стороны активны, между ними имеется как прямая, иак и обратная связь. В структуру арг. входят тезисис, аргументы(основани
я, доводы) и демонстрация. Тезисис
–
это положение, позиция, кот. подлежит обоснованию . Происхождение т. связано с ситуацией
.
Аргументы
–
это извест.
,
заранее добытые положения, с помощью кот. дос
тигаются обоснов. и убедит. тезисов. Факторы, влияющ. на процесс выбора аргум.: мировоззрение, уровень образования, конкр. обстоят.
Демонстрация
–
лог. связь тезиса и аргументов.( в форме дедуктивных умозакл.)
Виды аргументации : по форме демонстрации( дедуктивные, индуктивные, в форме анологии, сравнения, метафоры)
Доказательство
–
вид аргументации, в армках которого истиность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель
–
исключить любые сомнения в истинности тезиса. Прямое док.
(
тезис непоср. выводится из аргументов) и кос. ( тезис устан. опосред., процесс аргум. осущ. обх
одным путем). Док. от противного ( если не, то бы, значит да), разделит. док.(метод исключения). Опровержение
–
обосн. ложности тезиса или демонстр. его необоснованности. 3 способа опровер
жения: критика тезиса, критика аргумента, критика демонстрации. Опровержение фактами
–
выд. факты, против. тезису. Док. ист. антитезиса, установление ложности следствий
–
сведение к абсурду. Критика аргументов: пок. их ложность, продем. недостаточ. привед. аргум., указ. на сомнительность происхождения арг.(слухи, сплетни). Критика демонстрации
–
указ. на отсут. необход. лог. связи между тезисом и арг. ( наруш. законов и правил логики). Подтверждение.
Тезис должеи быть сфор. точно и ясно, тождественным, т.е не должен меняться.
Аргументы не должны противоречить друг другу и быть истинными, достаточными( не слиш. широки
ми или узкими), должны быть суждениями, ис. кот. доказана, источники аргументов должны быть известными и достоверными.
Виды аргументов: от общего к частному, к человеку, к общей пользе. аналогия, опровержение(дов. до абсурда. прием капкана, бумеранга).
Виды аргументов.
Подавляющее большинство речевых актов содер. в себе аргументацию. АР.
–
это логико
-
коммун. процес
с, напр. на обоснование позиции одного человека с целью послед. понимания и принятия другим чел. Тот, кто обоснов. свою позицию
–
аргументатор,
тот, кому адресована позиция
–
реципиент. В армках аргументации происходит отбор из уже извест. положений тех, кот. необходимы для обоснования данной позиции; в арг.
обе стороны активны, между ними имеется как прямая, иак и обратная связь. В структуру арг. входят тезисис, аргументы(основания, доводы) и демонстрация. Тезисис
–
это положение, позиция, ко
т. подлежит обоснованию . Происхождение т. связано с ситуацией
.
Аргументы
–
это извест.
,
заранее добытые положения, с помощью кот. дос
тигаются обоснов. и убедит. тезисов. Факторы, влияющ. на процесс выбора аргум.: мировоззрение, уровень образования, конкр. обстоят.
Демонстрация
–
лог. связь тезиса и аргументов.( в форме дедуктивных умозакл.)
Виды аргументации : по форме демонстрации( дедуктивные, индуктивные, в форме анологии, сравнения, метафоры)
Доказательство
–
вид аргументации, в армках которого истиность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель
–
исключить любые сомнения в истинности тезиса. Прямое док.
(
тезис непоср. выводится из аргументов) и кос. ( тезис устан. опосред., процесс аргум. осущ. обх
одным путем).
Док. от противного ( если не, то бы, значит да), разделит. док.(метод исключения). Опровержение
–
обосн. лож
ности тезиса или демонстр. его необоснованности. 3 способа опровержения: критика тезиса, критика аргумента, критика демонстрации. Опровержение фактами
–
выд. факты, против. тезису. Док. ис
т. антитезиса, установление ложности следствий
–
сведение к абсурду. Критика аргументов: пок. их ложность, продем. недостаточ. привед. аргум., указ. на сомнительность происхождения арг.(сл
ухи, сплетни). Критика демонстрации
–
указ. на отсут. необход. лог. связи между тезисом и арг. ( наруш. законов и правил логики). Подтверждение.
Тезис должеи быть сфор. точно и ясно, тождественным, т.е не должен меняться.
Аргументы не должны противоречить друг другу и быть истинными, достаточными( не слиш. широки
ми или узкими), должны быть суждениями, ис. кот. доказана, источники аргументов должны быть известными и достоверными.
Виды аргументов: от общего к частному, к человеку, к общей пользе. аналогия, опровержение(дов. до абсурда. прием капкана, бумеранга
).
3 возможных аргумента в полемике: софизмы, силогизмы, эристические уловки.
К эристич. уловкам также относятся: многовопросие( вопрос от
дурака), уничтожение предмета обсуждения( возражение наперед, ложное подозрение, категорическое несогласие), изменение модальности( авторитарный стиль. переход на личности, подмена одной темы другой), навязывание следствий, игра гиперболой и литодой, ир
онический повтор, запретна обсуждение, прием капкана. Силлогизм
–
на основе 2-х посылок делается логический вывод.
Логические аспекты спора.
Вопросно
–
ответный комплекс.
Вопрос
–
высказ., истинность которого не установлена или в кот.
не определенны в каком
–
либо отношении его логические элементы. Любой вопрос основан на каком
–
либо знании. Инф., на кот.
осн. вопр.
–
метрица, инф. отсут.
–
неизвестная переменная вопроса.
Классификации:
1.
по хар
–
ру инф. :
-
ли
–
вопросы
–
просьба указать истинность или ложность того, что содержится в матрице вопроса
>
-
что
–
вопросы
–
требование восполнить пробел в какой-либо инф.
2. по своему строению:
-
простой
–
матрица + переменная
-
сложный - сов. простых вопросов, соед. союзами. Вопросы также бывают: вопрос
–
капкан, контрвопрос, блокирующий вопрос(заранее отметаются возможные альтернативы), к
аверзный. принудительный( вы же не будете отриц.,что…), ускоряющий, уточняющий.
Критерии правильности вопросов
:
-
должен быть разумным, заключ. опред. смысл
-
ясность вопроса
-
истинность его предпосылок
Ответ
–
выс., сод. недост. в вопросе инф. Истинные ответы соот. действит., ложные
–
не соотв. дейст. Пр
ямые
–
воспроиз. матрицу вопроса, косвенные
–
из которых может выведена матрица вопроса. Критерии:
-
должен быть информативнее вопроса
-
следует давать на языке вопроса
-
ответ на некорректный вопрос должен содер. инф. о неправильности вопроса
-
ответом может быть другой вопрос(риторический)
Аргументация.
Подавляющее большинство речевых актов содер. в себе аргументацию. АР.
–
это логико
-
коммун. процесс, напр. на обоснование позиции одного человека с целью послед. понимания и принятия другим чел. Тот, кто обоснов. свою позицию
–
аргументатор,
тот, кому адресована позиция
–
реципиент. В армках аргументации происходит отбор из
уже извест. положений тех, кот. необходимы для обоснования данной позиции; в арг. обе стороны активны, между ними имеется как прямая, иак и обратная связь. В структуру арг. входят тезисис, аргументы(основания, доводы) и демонстрация. Тезисис
–
это положение, позиция, кот. подлежит обоснованию . Происхождение т. связано с ситуацией
.
Аргументы
–
это извест.
,
заранее добытые положения, с помощью кот. дос
тигаются обоснов. и убедит. тезисов. Факторы, влияющ. на процесс выбора аргум.: мировоззрение, уровень образования, конкр. обстоят.
Демонстрация
–
лог. связь тезиса и аргументов.( в форме дедуктивных умозакл.)
Виды аргументации : по форме демонстрации( дедуктивные, индуктивные, в форме анологии, сравнения, метафоры)
Доказательство
–
вид аргументации, в армках которого истиность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель
–
исключить любые сомнения в истинности тезиса. Прямое док.
(
тезис непоср. выводится из аргументов) и кос. ( тезис устан. опосред., процесс аргум. осущ. обх
одным путем). Док. от противного ( если не, то бы, значит да), разделит. док.(метод исключения). Опровержение
–
обосн. ложности тезиса или демонстр. его необоснованности. 3 способа опровер
жения: критика тезиса, критика аргумента, критика демонстрации. Опровержение фактами
–
выд. факты, против. тезису. Док. ист. антитезиса, установление ложности следствий
–
сведение к абсурду. Критика аргументов: пок. их ложность, продем. недостаточ. привед. аргум., указ. на сомнительность происхождения арг.(слухи, сплетни). Критика демонстрации
–
указ. на отсут. необход. лог. связи между тезисом и арг. ( наруш. законов и правил логики). Подтверждение.
Тезис должеи быть сфор. точно и ясно, тождественным, т.е не должен меняться.
Аргументы не должны противоречить друг другу и быть истинными, достаточными( не слиш. широки
ми или узкими), должны быть суждениями, ис. кот. доказана, источники аргументов должны быть известными и достоверными.
Логические уловки в споре.
Лог. уловками явл. софизмы
–
умышленно ложное умозаключение.
|