Туринская плащаница
Даша Оля
Две девочки - 40000 рефератов
Ваш регион: Москва
 
Религия и мифология>>

Туринская плащаница Туринская плащаница




                                    ПЛАН:

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА    3

"ПОДДЕЛКА. ИСКУССТВО НАДУВАТЕЛЬСТВА"   4

ПРОЦЕСС ДАТИРОВАНИЯ – НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ.   6

Туринская плащаница была скатертью на Тайной вечере     12

В заключение вернемся к ранее поставленным вопросам.    13

Литература: 14


                             ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

    Одно из удивительных свидетельств Воскресения  Христова,  сохранившееся
до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок  длинной  узкой  ткани,  которым
было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.
    Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один
из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело  Господа  со  креста,
обвил плащаницею и  положил  во  гробе,  который  был  высечен  в  скале,  и
привалил камень ко двери гроба.
    На третий день, уже после  Воскресения,  ученики  Спасителя,  войдя  во
гроб, которым служила небольшая пещера, увидели  одни  пелены  лежащие.  Эти
пелены и есть Плащаница.  Плащаница  стала  святыней  для  учеников  Христа.
Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после  крестовых
походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть  веков  находится  в
итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».
    На  Плащанице  таинственным,  непостижимым  образом  запечатлен   Иисус
Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный  мира
и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком  лбу
заметны  струйки  крови,  на  руках  и  на  ногах  следы  ран  от   гвоздей,
кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.
    Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет  этого  был  раскрыт
неожиданно в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали.  И  каково
же  было  удивление  фотографа,  когда  на  стеклянном  негативе  проявилось
четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня  начинается
особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира  принимали
участие   в   этих   исследованиях,   которые   приносили   им   не   только
профессиональное  удовлетворение:  Плащаница  поистине   стала   для   тысяч
современных ученых «пятым евангелием», приводящим сомневающихся к твердой  и
глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный  свиток,
который мы только начинаем приоткрывать.
    В Евангелии упоминается, что  Иисус  Христос  до  своего  распятия  был
подвергнут бичеванию, но только  Плащаница  «говорит»,  сколь  жестоким  оно
было.  Воинов,  бичевавших  Иисуса  Христа,  было  двое,  а  их  бичи  имели
специальные металлические окончания, – как было  принято  в  римской  армии.
Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей  спине,  груди  и  по
ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец  на  голову  Иисуса
Христа, но о том, что это был не только способ унижения,  но  и  продолжение
пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были  столь  остры,  что
прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.
    Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа,  но  и  о
Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и  поэтому
то, как произошло воскресение Господа, «видела» она одна.
    На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда  был  сделан
вывод, что изображение на ткани подобно изображению на  фотонегативе  и  что
оно могло появиться при  воздействии  очень  сильного  потока  света,  когда
обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто,  даже  в  условиях
современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного  изображению
на  Плащанице.  Некоторые  ученые  утверждают,  что  для  получения   такого
изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при  ядерном
взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой  свет  мог
воссиять  в  момент   воскресения.   Недаром   в   древнейших   песнопениях,
посвященных   Светлому   Христову    Воскресению,    поется:    «светоносное
воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».
    Ученые обнаружили и другие поразительные факты:  на  ткани  сохранилась
пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама  ткань  изготовлена
давно утраченным способом, применявшимся  в  начале  нашего  тысячелетия  на
Ближнем Востоке; все  раны  на  теле  полностью  соответствуют  евангельским
описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и  не  могли  быть  ни  у
какого  другого  человека  (следы  от  тернового  венца,   пробитое   копьем
межреберье).  Это  лишь  немногое  из  того,  что  узнали  ученые   и   весь
христианский  мир  о  Плащанице.  Возникла  целая  наука  –  синдология,  от
греческого «синдон» — плащаница.
    Впрочем, у ученых  осталось  множество  еще  неразрешенных  проблем,  и
важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.
    Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших  на
ней свои следы. В последний раз она была  в  огне  в  1997  году.  Тогда  из
закрытого пуленепробиваемого  саркофага  ее  чудом  удалось  извлечь  одному
итальянскому  пожарному,  ставшему  после  спасения  Плащаницы  национальным
героем.

                                    [pic]

    Освящение копии Плащаницы Святейшим Патриархом в Сретенском монастыре

    В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в  мире
пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский  центр
по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные  физики,  математики,
биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.
    7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в
московском  Сретенском   монастыре   освятил   изображение   Плащаницы   как
Нерукотворный образ Спасителя.

                    "ПОДДЕЛКА. ИСКУССТВО НАДУВАТЕЛЬСТВА"

    Осенью 1978 года в итальянском городе Турине в кафедральном соборе  св.
Джованни Баптиста (Иоанна Крестителя) была выставлена на всеобщее  обозрение
реликвия, известная во всем мире  как  Туринская  Плащаница.  Выставка  была
приурочена к 400-летию её появления Турине. З миллиона 300 тысяч  паломников
со всех концов света  (таково  официальное  число  посетителей  выставки  за
шесть недель ее работы) днем и ночью стояли в очереди,  в  надежде  хотя  бы
издали взглянуть на святыню, которую  папа  Павел  VI  назвал  самой  важной
реликвией в истории христианства. Эта выставка была  третьей  за   последние
сто лет. Параллельно заседал конгресс на тему: "Плащаница  и  наука",  а  по
улицам бродили сотни людей, вместо одежды завернутые  в  льняные  полотнища,
являя собой живое свидетельство того, до какой степени мысль  о  необычности
этого предмета овладела умами  тех,  кто  хотел  бы  узнать  разгадку  этого
феномена."
    16 октября 1984 года  особая  комиссия  STURP  -  "Проект  исследования
Туринской Плащаницы" (Shroud of Turin Research  Project),  под  руководством
кардинала  Баллестреро,  начинает  процесс  отбора  нужных  лабораторий  для
установления возраста Туринской плащаницы.
    Лаборатория в  Аризоне  исследования  доставленных  проб  из  Туринской
плащаницы начала 6 мая 1988  года  мая  и  после  неоднократной  проверки  и
перепроверки закончила его 8  июня  1988  года.  Весь  процесс  исследования
записан на  кинопленку.  Заключение:  ткань  для  Туринской  плащаницы  была
изготовлена в 1350 году. До завершения исследований  Туринской  Плащаницы  в
лабораториях Оксфорда и Цюриха результаты исследования в  Аризоне  держались
в строжайшем секрете.
    В этот же промежуток времени, с 6 мая по 8 июня 1988  года,  провела  и
закончила свое исследование лаборатория  в  Цюрихе.  Заключение:  ткань  для
Туринской плащаницы была изготовлена в промежутке 1290 - 1360 годов.
    Из-за переналадки  оборудования  оксфордская  лаборатория  начала  свои
исследования только 27 июля 1988 года  и  завершила  8  августа  1988  года.
Заключение: ткань для Туринской плащаницы была изготовлена в 1350 году.
    8 сентября 1988 года в газете "Воскресные известия" (Sunday Times)  без
указания на источник информации на первой странице была опубликована  статья
под  названием:  "Официально  признано:  Туринская   Плащаница   -   Подлог"
('Official: The Turin Shroud is  a  Fake').  Статья  произвела  ошеломляющее
впечатление на публику верующих  и  неверующих.  Доктор  Тайт,  католический
богослов  и  председатель  комиссии  по  снятии  проб  из  Плащаницы,  начал
публично  и  категорически  снимать   из   себя   всю   ответственность   за
исследования и его результаты.
    13 октября 1988 года на пресс конференции в Турине кардинал Баллестеро,
Архиепископ  Турина,  сделал  официальное   заявление,   что   радиоактивные
исследования установили: ткань плащаницы изготовлена  никак  не  ранее  1325
года. На  следующий  день  на  пресс  конференции  в  Лондоне  исследователи
Оксфордской лаборатории  официально  заявили,  что  обобщенные  исследования
всех трех лабораторий свидетельствуют, что  Плащаница  была  изготовлена  из
хлопка, которые выращен в промежутке между 1290 и 1360 годами. Вскоре  после
этого папа Иоанн Павел II во время посещения Африки в своем  выступлении  28
апреля 1989 года "напомнил" слушателям  о  том,  что  католическая  церковь,
якобы, никогда официально  не  признавала  Туринской  плащаницы  в  качестве
подлинных погребальных пелен Иисуса Христа, а признавал ее только  священной
реликвией, нарисованным на полотне  изображением,  которая  используется  на
предпасхальном богослужении во  всех  католических  и  православных  храмах.
Таким образом, католическая церковь по горячим  следам  официально  признала
результат научного исследования возраста Туринской плащаницы.
    Конечно,  полученные  результаты  научного  исследования  и   поспешные
признания их католической церковью противоречило  потребностям  и  привычкам
верующих  католиков.   По   своим   соображениям   это   не   устраивало   и
консервативные верхи католической церкви.
    После некоторого оглушительного затишья,  консервативные  богословы,  в
том числе часть оплачиваемого церковью членов STURP, среди которых -  Микэль
Тайт (Michael Tite), Джон Джексон, Холл (Hall), президент  папской  академии
Карлос Чагас (Carlos Chagas), профессор Гонелла (Gonella) и другие  настояли
на кадровых изменениях в составе Комиссии по изучению  Туринской  Плащаницы.
И  они  своего  добились.  20   марта   1989   года   кардинал   Баллестреро
распоряжением папской канцелярии был освобожден  от  должности  архиепископа
Туринского, попечителя STURP и заменен на  этих  постах  кардиналом  Джовани
Салдарини (Giovanni Saldarini).
    9 марта 1990 года в Британском Музее (во всемирно известной  Лондонской
Библиотеке)  открыта   огромная   выставка   о   Туринской   Плащанице   под
красноречивым названием: "Подделка. Искусство  надувательства"  ('Fake.  The
Art of Deception'). На выставке были  собраны  все  религиозно-богословские,
исторические и научные материалы и публикации о Туринской плащанице и о  так
называемых "Нерукотворных образах Иисуса Христа". Выставка  как  бы  подвела
итог упорно раздуваемых церковниками слухов о невероятных чудесах вокруг  да
около  католической  реликвии.   Заключительным   аккордом   выставки   была
подробнейшая   демонстрация    материалов    радиоактивного    исследования,
установившего время создания Туринской Плащаницы 1290 - 1360 годами.

                 ПРОЦЕСС ДАТИРОВАНИЯ – НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ.


    В настоящей работе,  которая  была  начата  по  инициативе  Российского
Центра Туринской  Плащаницы  в  конце  1999  года  в  преддверии  2000-летия
Рождества Христова, приведены результаты теоретических  и  экспериментальных
исследований, дополняющие, по нашему  мнению,  тот  значительный  по  объему
материал, накопленный учеными, исследовавшими Плащаницу, и  позволяющие  по-
новому оценить некоторые результаты, касающиеся ее датирования.
    Как известно, труднее всего  отвечать  на  простые  вопросы,  ответ  на
которые представляется очевидным:  это  так,  потому  что  "Некто",  некогда
доказал это экспериментально и все теперь так считают.  Однако  бесспорность
ответа очевидна только в тех случаях,  когда  тот,  кто  сомневается,  может
повторить эксперимент и получить те же результаты.
    В  почти  аналогичной  ситуации  находимся  мы,  когда  речь   идет   о
датировании  материальных  исторических  реликвий,  которые,  как   правило,
уникальны,  существуют  в  единственном  экземпляре  и  их   перемещение   в
пространстве и времени к моменту исследования достаточно трудно  проследить.
Такая же  проблема  возникает  и  при  рассмотрении  вопроса  о  датировании
Туринской Плащаницы. В силу  ее  высокой  ценности  как  величайшей  святыни
Христианской Церкви  ученые  имели  возможность  только  один  раз  провести
тщательное исследование по определению  абсолютного  возраста  Плащаницы.  С
этой  целью  под  наблюдением  архиепископа   Турина   кардинала   Анастасио
Баллестреро и приглашенных экспертов 21 апреля 1988 года  от  Плащаницы  был
отрезан кусочек размером около 7  см2  [1].  Образец  был  разделен  на  три
части, которые были переданы вместе  с  образцами  сравнения  в  лаборатории
радиоуглеродного  анализа  Аризонского  университета   (США),   Оксфордского
университета (Англия) и Федерального  политехнического  института  в  Цюрихе
(Швейцария).
    В полном  соответствии  с  принятыми  в  радиоуглеродных  исследованиях
методиками, тщательно,  скрупулезно  и  совершенно  независимо  ученые  этих
лабораторий провели исследования и определили возраст Плащаницы.  Полученные
при этом результаты представлены в таблице 1.
|Таблица 1. Радиоуглеродное датирование образцов Плащаницы различными       |
|лабораториями [1]                                                          |
|Лаборатория         |Возраст в годах (до 1950 г.) |Календарный год        |
|Аризона             |646 ± 31                     |1304 ± 31              |
|Оксфорд             |750 ± 30                     |1200 ± 30              |
|Цюрих               |676 ± 24                     |1274 ± 24              |


    После усреднения всех  данных  и  калибровки  по  вариациям  содержания
изотопа  С14  в  атмосфере  исследователи  пришли  к  выводу,  что   возраст
Плащаницы с вероятностью 0,95 находится в интервале 1260  -  1390  г.г.  При
этом получено очень хорошее совпадение результатов  датирования  контрольных
образцов известного возраста.
    Нисколько не ставя под сомнение высокий профессионализм  исследователей
и  надежность  методов  радиоуглеродного  датирования,   после   тщательного
изучения результатов у нас сразу возникло два "простых" вопроса:
    1. Почему в лаборатории Оксфорда  получены  данные  о  несколько  более
позднем возрасте Плащаницы, чем в лабораториях  Аризонского  университета  и
Цюрихского института (последние  в  пределах  ошибки  совпадают)  при  очень
хорошем совпадении данных по контрольным образцам?
    2.  Почему  к  определению  возраста  Плащаницы,  имеющую   сложную   и
запутанную историю и  подвергавшуюся  многочисленным  воздействиям,  подошли
также как к образцам, история которых очевидна?
    Различные авторы в той или иной формулировке ставили подобные  вопросы,
давая на них самые различные ответы,  в  том  числе  ставящие  под  сомнение
достоверность  получения  образцов  и  надежность   использованных   методов
исследования. В данной работе мы решили попытаться ответить на  эти  вопросы
с несколько иной, ранее не рассматриваемой позиции.
    Одним из самых достоверных фактов сильнейшего воздействия на  Плащаницу
был пожар в храме  города  Шамбери  (Франция)  в  1532  году,  в  результате
которого ткань Плащаницы подверглась воздействию высокой температуры и  даже
обуглилась [14].
    После пожара Плащаница подвергалась реставрации, ее очистили  и  зашили
выжженные углы ткани (поставив заплаты).  Процесс  реставрации,  очистки  от
грязи и копоти в  16-ом  веке  мог  быть  осуществлен  только  по  известным
методикам,   которыми   владели   средневековые   специалисты   [5-10].    В
распоряжении последних в то время имелись  только  два  типа  растворителей,
которые применялись для очистки картин и других предметов. Это  растительные
масла, в основном оливковое, льняное,  ореховое  и  вода.  Методика  очистки
была  проста  (она  сохранилась  до  настоящего  времени  в  реставрационных
мастерских)  [8].  Изделие,  холст  с  помощью  ветоши  чистили  (протирали)
горячим маслом (или смесью масел) а затем влажной тканью,  и  так  повторяли
многократно. Шарль Дальбом [7] приводит ряд документальных  свидетельств  из
13-го и 16-го веков о широком применении масла  в  живописи  и  реставрации.
Начиная со средних веков, художники, не владея техникой  масляной  живописи,
употребляли масло для  пропитывания  темперной  живописи  с  целью  придания
последней устойчивости к воздействию влаги и защиты от плесени и грибков.  С
применением  такой  техникой  писали  почти  все  мастера  "золотого"  века:
Леонардо да  Винчи,  Рафаэль,  Корреджио,  Джорджоне  и  другие  [6].  Метод
консервации произведений искусства с помощью горячих растительных масел  был
известен еще задолго  до  Рождества  Христова.  Так  в  древней  Греции  [5]
горячим растительным маслом покрывались настенные  произведения  живописи  и
мраморные скульптуры для защиты от  неблагоприятных  воздействий  атмосферы,
благодаря чему ряд произведений того времени дошел до  нас  через  несколько
тысячелетий.
    Таким образом,  не  без  основания,  можно  предположить,  что  в  ходе
реставрации в 1532 году  или  позже  Плащаница  была  подвергнута  обработке
маслом, и в нее неизбежно попал углерод  16-го  века,  и  это  не  могло  не
сказаться на ее радиоуглеродном датировании в 1988 году.
    Существует еще  одна  версия  обработки  ткани  Плащаницы  растительным
маслом. Согласно имеющимся документальным данным [4] в 1508  году  Плащаница
была подвергнута кипячению в масле с  целью  доказательства  ее  подлинности
(что Плащаница не написана красками). Естественно, подобное  "испытание"  по
той  же  самой  причине,  что  и  в  рассмотренном  выше  случае,  ведет   к
"омоложению" углеродного состава Плащаницы.
    Рассмотрим простую задачу по оценке количества  масла,  которое  должно
попасть в ткань Плащаницы в 16-ом веке для того,  чтобы  изменить  результат
ее радиоуглеродного датирования с реального возраста первого  века  на  1300
год.
    Представим    себе    шкалу    календарного    времени    христианского
летоисчисления:
    ————————————>

0            t3            t2            t1

где: 0 - начало нашей эры;

        t1 - время проведения радиоуглеродного датирования (1988 г.);

        t2 - время внесения в объект углеродсодержащего вещества
(предположительно 16 век);

        t3 - рассчитанный по радиоуглеродному методу "возраст" образца.
    В качестве рабочей гипотезы принимаем,  что  мы  имеем  образец  ткани,
возраст которой находится  в  начале  отсчета  шкалы  времени.  При  этом  в
образце находится N0 атомов С14. В момент времени t2 в образец добавили  kN0
атомов С14.
    Таким образом, в образце в момент времени t1 (время проведения
радиоуглеродного датирования, t1 > t2) мы будем иметь
                      N0[еxp(-?t1) + kеxp(-?(t1 - t2))]
    атомов С14. Однако при проведении радиоуглеродного анализа не
учитывается возможность попадания в образец "нового" углерода, и он
рассматривается как образец, который должен содержать

                             N0kexp(-?(t1 - t3))
    атомов С14.


Таким образом из уравнения:
|                                                           |              |

|N0[exp(-?t1) + kexp(-?(t1 - t2))] = N0kexp(-?(t1 - t3))    |(1)           |


    получаем выражение для k:
|k = [exp(?t3) - 1] / exp(?t2)                              |(2)           |

Приняв за известное t2 = 1532 (год пожара в Шамбери), получаем зависимость
k как функцию от t3. При этом ? = 0,693 / 5,6 · 103 год-1 (см. табл. 2).

|Таблица 2. Зависимость k(t3) для t2 = 1532 лет                                      |
|No.    |Название кислоты  |Химическая формула                 |Брутто-форму|
|       |                  |                                   |ла          |
|1      |Олеиновая         |C8Н17СН=СН(СН2)7СООН               |С18Н34О2    |
|2      |Линолевая         |СН3(СН2)3(СН2СН=СН)2(СН2)7СООН     |С18Н32О2    |
|3      |Пальмитиновая     |СН3(СН2)14СООН                     |С16Н32О2    |
|4      |Стеариновая       |СН3(СН2)16СООН                     |С18Н36О2    |
|5      |Линоленовая       |С2Н5(СН=СНСН2)3(СН2)6СООН          |С18Н30О2    |


    Как следует из соответствующих  химических  формул,  масса  углерода  в
чистой целлюлозе составляет около 50%, а масса углерода в масле  около  80%.
Принимая содержание целлюлозы в массе ткани равным 80%, получим:
|Мсц = 0,5 Мц = 0,4 Мтк                                     |(3)           |


    где: Мсц - масса углерода в целлюлозе;

Мц - масса целлюлозы;

Мтк - масса ткани.


Содержание углерода в масле определяется соотношением:

|Мс1 = 0,8 Мм                                               |(4)           |


    где: Мс1 - масса углерода, добавленного в ткань с маслом при
реставрации;

Мм - масса масла.

Из (3) и (4) можно получить:
|Мс1 / Мсц = 0,8 Мм / 0,4 Мтк = 2 Мм / Мтк                  |(5)           |


    С учетом (5) можно получить:
|Мм / Мтк = 0,5 Мс1 / Мсц = 0,5k                            |(6)           |


    Согласно соотношению (6), добавку к углероду  в  14%,  приводящую,  как
показано ранее, к  изменению  результатов  датирования  на  1300  лет,  дает
введение в ткань 7% растительного масла.
    К сожалению, исследователи Плащаницы в рамках проектов 1978 и 1988 г.г.
не установили абсолютное содержание целлюлозы в ткани  Плащаницы  [12].  Для
расчетов мы пользовались  величиной,  соответствующей  содержанию  целлюлозы
для льняных волокон высокого качества. Если учесть, что в  льняных  волокнах
среднего качества содержание целлюлозы может снижаться  до  60%,  количество
масла, необходимое для сдвига датирования радиоуглеродным  методом  на  1300
лет уменьшается до 5% от массы ткани.
    С целью оценки обоснованности рассматриваемой  гипотезы  о  влиянии  на
результаты   датирования   Плащаницы   ее   обработки    маслом,    возможно
произведенной в ходе реставрационных работ в 1532 году,  нами  выполнен  ряд
экспериментов. При  этом  в  качестве  модели  материала  Плащаницы  выбрана
льняная неотбеленная ткань плотностью 25 мг/см2.  В  качестве  растительного
масла выбрано льняное  масло,  относящееся  к  "высыхающим"  маслам,  широко
использующееся в живописи и реставрации.
    Получение  модельных  образцов  ткани  с  известным  содержанием  масла
производилось путем обработки исходной ткани растворами масла  в  гексане  с
заданными  концентрациями  с  последующим  ее  высушиванием  и  прецизионным
взвешиванием. Из полученных по  данной  методике  образцов  для  последующих
исследований были отобраны  лишь  те,  которые  при  визуальном  осмотре  не
обнаруживали следов обработки маслом.
    Самым сложным и проблематичным в решении поставленной  задачи  является
моделирование процессов, которые произошли в ткани  Плащаницы  за  четыре  с
половиной столетия после ее реставрации в  16-ом  веке.  В  виду  отсутствия
обоснованных методик  искусственного  старения  интересующих  нас  объектов,
данный  вопрос  решался  лишь  на  качественном  уровне,  исходя  из   общих
положений о влиянии температуры на скорость протекания  химических  реакций.
В этой связи с целью ускорения процесса высыхания  масла  и  старения  ткани
модельные образцы, обработанные маслом, и контрольные образцы  без  масла  в
течение 40 часов "сушились" в термошкафу при температуре 100°С.
    После этого полученные образцы были подвергнуты обработкам, аналогичным
тем, которые использовали специалисты Оксфорда в  процессе  радиоуглеродного
датирования ткани Плащаницы. Полученные при этом результаты  представлены  в