Происхождение христианства
Даша Оля
Две девочки - 40000 рефератов
Ваш регион: Москва
 
Религия и мифология>>

Происхождение христианства Происхождение христианства




ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ    2
1. БИБЛИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА  4
2. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ    5
2.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ  НА ХРИСТИАНСТВО  5
2.2.  ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ     9
2.3. РЕЛИГИОЗНЫЕ  ИСТОКИ  ХРИСТИАНСТВА  10
2.3.1. ИУДАИЗМ   10
2.3.2. КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА     11
3. ХРИСТИАНСТВО – УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ 14
4. ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСТВА     15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  19
ЛИТЕРАТУРА  20



       ВВЕДЕНИЕ


       О  происхождении  христианства   написано   огромное,   по   существу
необъятное количество книг, статей и  других  публикаций.  На  этом  поприще
трудились и христианские авторы, и  философы-просветители,  и  представители
библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет  об
историческом  феномене  -  христианстве,  создавшем  многочисленные  церкви,
имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем  большое
место в мире, в  идейной,  экономической  и  политической  жизни  народов  и
государств.
       Христианство - (от  греческого  Christos-  помазанник)  одна  из  так
называемых мировых религий (наряду  с  буддизмом  и  исламом).  Христианство
распространенно  в  странах  Европы,  Америки,  в  Австралии,  а   также   в
результате активной миссионерской   деятельности  –  в  Африке,  на  Ближнем
Востоке и в ряде районов  Дальнего  Востока.  Точные  данные  о  численности
последователей Христианства отсутствуют.
       Главные  идеи  Христианства:  искупительная  миссия  Иисуса   Христа,
предстоящее второе пришествие Христа, страшный  суд,  небесное  воздаяние  и
установление царства небесного.
       Так что же такое Христианство.  Если  говорить  совсем  коротко,  это
религия в основе которой лежит вера в то,  что  две  тысячи  лет  назад  Бог
пришел в мир. Он родился, получил имя  Иисус,  жил  в  Иудее,  проповедовал,
страдал  и  умер  на  кресте,   как  человек.  Его  смерть   и   последующее
воскрешение из мертвых изменило судьбу  всего  человечества.  Его  проповедь
положила начало новой, европейской  цивилизации.  Для  христиан  же  главным
чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса  было  его  бытие:
бытие с людьми, бытие на кресте.
       Христиане верят в то, что  мир  создан  единым  предвечным  Богом,  и
создан без зла.
       В  основе  догматики  и  богослужения  Христианства  –  Библия,   или
Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся  с  Богом,  и
опыт людей, знавших Христа в Его земной  жизни,  составили  Библию.  Библия-
это не изложение вероучения и не история человечества. Библия-  это  рассказ
о том, как Бог искал человека.
       Христианская  церковь  включила  в  Библию  иудейский  Ветхий  завет;
исключительно христианской  частью  Библии  является  Новый  завет  (в  него
входят 4 Евангелия,  повествующие  об  Иисусе  Христе,  “Деяния  апостолов”,
послания апостолов и Апокалипсис).
Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты,
является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют
разногласия.
       Основные ветви Христианства:
      1. католицизм;
      2. православие (существует 15 православных самостоятельных церквей  и
         несколько автономных церквей.);
      3.  протестантство  (включает  3   основных   течения:   лютеранство,
         кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие
         превратились  в  самостоятельные  церкви:   баптисты,   методисты,
         адвентисты и другие.).

       Как же возникла эта религия?



       1. БИБЛИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА



       В Библии нарисована такая картина ее возникновения. В дни царя  Ирода
в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было  чудо,
поскольку он родился не от земного отца,  а  от  «духа  святого»  и  был  не
человек, а бог. Восточные астрологи  узнали  об  этом  событии  по  движению
звезды на небе. Следуя за ней и заметив место,  где  она  остановилась,  они
нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали  Мессию  (по-
гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары.

       Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг  себя  из
12 доверенных людей – учеников (в Новом завете они  названы  апостолами)  и,
совершая  с  ними  многократный  обход   городов   и   деревень   Палестины,
проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он  творил
чудеса: ходил по  воде,  своим  прикосновением  оживлял  умерших  и  исцелял
больных, превращал воду в  вино,  пятью  хлебами  и  двумя  рыбами  накормил
досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще  недоеденных  кусков
полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он  Мессия,  а
его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.

       В дальнейшем  проповедническая  деятельность  Иисуса  Христа  вызвала
раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили  его  ложным
Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий  Пилат.  Иисус
был схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте,  что
считалось  самой  позорной,  «рабской»  формой  казни.  После  казни   снова
произошли  чудеса:  померкло  солнце,  начались  землетрясения,  «отверзлись
гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На  третий  день  Иисус
воскрес,  явился  своим  ученикам.  Спустя  некоторое  время  он  на  облаке
вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить  всех  умерших
и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть  на  вечные
муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный  Иерусалим»
– небесное божье царство.



       2. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ



       2.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ  НА ХРИСТИАНСТВО



       Христианство,  провозглашенные  им  вероучения,  идеи   и   этические
принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

       В первые века нашей эры римляне окончили завоевание  Средиземноморья.
Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их  политическую
самостоятельность и государственность, самобытность их  общественной  жизни.
Безудержная  алчность  и  жестокость  римских  наместников,  тиски   тяжелых
государственных  налогов,  римское  судопроизводство,  вытиснившее   местные
правопорядки, - весь гнет государственной машины империи  порождал  в  среде
завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с  тем  чувство
бессилия  перед  ним.  Эти   настроения   хорошо   переданы   в   одном   из
раннехристианских  произведений  –   «Апокалипсисе»   (Откровение   Иоанна),
написанном  в  I  веке  нашей  эры.  Автор   этого   произведения   называет
рабовладельческий Рим  «великой  блудницей»,  развратившей  целые  народы  и
страны и  разрушившей  их  жизненные  устои.  В  неистовых  пророчествах  он
предсказывает скорую и позорную гибель «вечного»  Рима.  «Время  близко!»  –
восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.

       Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства.
Дело  было  не  только  в  том,  что  рабский  труд  обрекал   общество   на
экономический  застой,  -  Римское  государство  страшилось   своих   рабов.
«Сколько рабов – столько врагов», - утверждала пословица того времени.

       Меры устрашения рабов не могли решить проблемы,  и  в  верхних  слоях
общества робко начинает пробивать  себе  дорогу  идея  некоторого  смягчения
форм рабовладения. Римский  философ  Сенека  (I  век  нашей  эры),  богач  и
царедворец,  советовал   господам   более   мягко   обращаться   со   своими
подневольными. «Все люди,  -  говорил  он,  -  одинаковы  по  существу,  все
одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас  общий
родитель – мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям –  все  равно,
рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В  то  же  время
рабам и тем, кто  находится  в  зависимости,  Сенека  рекомендует  проявлять
терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление  только  ухудшило
бы  их  положение.  Эти  идеи,   по-своему   переработанные,   выдвинуло   и
христианство.

       Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис. Высшие
круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но  и
свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники,  медники  –  постоянный  объект
пренебрежения и осмеяния. Греческий  писатель  Лукиан  так  изображает  удел
ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться  простовато,  друзья
не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя ... ты  станешь
жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».

       В то же время среди людей труда, не только  рабов,  но  и  свободных,
складывались свои меры ценностей человека. Из  надгробных  надписей,  басен,
поговорок того времени мы узнаем, что такой  мерой  оказывалось  трудолюбие,
мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица  с  гордостью  говорит,
что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны  духом.  В
другой – об умершем – говорится, что его  простодушие,  «немудрствование»  и
доброта  открыли  его  душе  возможность   местожительствовать   с   богами.
Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями  из-
за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед  своим
трудом.

       Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко  противоположные
призывы: призирай  господство  и  не  води  знакомства  с  властью,  отвечай
обидчику тем же, ибо, прощая, ты  вдохновляешь  господ  на  новые  обиды.  В
одной поговорке  резко  осуждается  идея  сопротивления:  «Кроткие  живут  в
безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против  обид  –
прощение». Здесь сопротивление злу – способ социальной самозащиты.

       Многие  из  этих  представлений   были   восприняты   формировавшимся
христианством.

       Характерной чертой времени было известное  охлаждение  греко-римского
общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.

       Известный римский политический деятель и оратор Цицерон (106 – 43 гг.
до нашей эры) в тракте «О природе богов» изобразил трех  философов,  ведущих
спор  о  том,  что  «следует  думать  о   религии,   благочестии,   обрядах,
жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один  из  спорящих  хотя  и
признает  существование  блаженных  богов,  однако,  помещая  их  где-то   в
неведомых  «междумириях»,  отрицает  их  вмешательство  в  дела   людей   и,
следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает,  что
строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все  устроили  для
блага человека. Третий философ – его точку зрения разделяет  сам  Цицерон  –
говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов,  но  для  образованных
людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что  иногда
кажется, что  совершенно  нет  таких  богов».  Этот  религиозный  скептицизм
уживался с  самыми  темными  суевериями.  Множество  богов,  демонов,  духов
опутывали мышление человека, держа его в страхе  и  подрывая,  по  выражению
римского поэта Лукреция, «самые устои жизни».

       Наряду со скептическим  отношением  к  собственным  богам  в  римском
обществе распространяется интерес к восточным  культам.  В  эту  наполненную
политическими и социальными потрясениями беспокойную  эпоху  они  привлекали
своей   экзальтацией,   исступленными   обрядами,   таинствами   посвящения,
создающими иллюзию общения с божеством.  Некоторые  из  них  содержали  идеи
потустороннего  воздаяния  и  возмездия,  отражая  этим   жажду   социальной
справедливости на Земле.

       Таким  образом,  социальная  и  политическая  неустойчивость   эпохи,
чувство безысходности  толкали  массы  к  религиозным  поискам.  Наступление
тяжелых времен приписывалось злой  воле  или  слабости  старых  богов.  А  с
захирением демократических учреждений  Рима  и  упадком  общественной  жизни
духовная энергия людей все больше  обращалась  к  сфере  религии.  «Во  всех
классах, - пишет Энгельс, - должно было  быть  известное  количество  людей,
которые,  отчаявшись  в  материальном  освобождении,  искали   взамен   него
освобождения духовного,  утешения  в  сознании,  которое  спасло  бы  их  от
полного   отчаяния».   Предзнаменования,   гадания,   оракулы,   составление
гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул  заняли  огромное
место во всех слоях общества. И в этом кипящем котле духовной жизни  империи
исподволь подготавливалась и новая религия – христианство.



       2.2.  ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ



       Велико число источников, религиозных, литературных,  философских,  из
которых черпала свои идеи новая религия. Философ Филон  Александрийский  (21
или 28 год до нашей эры – 41 или 49  год  нашей  эры)  аллегорически  толкуя
Библию, соединил в своем учении монотеизм (веру в  единого  бога)  иудейской
религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона  дала
христианству идею богочеловека, посредника между небом  и  землей.  Повлияла
на христианство и школа римского философа  Сенеки,  рассматривающего  земную
жизнь лишь как преддверие  к  «новому  рождению»  в  потустороннем  мире,  и
учение гностиков –  религиозно-философское  направление,  считавшее  материю
греховным началом и искавшее пути  спасения  души.  На  вероучение  и  культ
христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с  его
идеями загробного  суда  и  воскрешения,  а  также  культ  древнеперсидского
божества Митры с его символами и мифом о том,  что  бог  добровольно  принес
себя в жертву.



       2.3. РЕЛИГИОЗНЫЕ  ИСТОКИ  ХРИСТИАНСТВА



       2.3.1. ИУДАИЗМ



       Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте.
Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередь
иудаизма.

       Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменно
существующую между ранними формами религии - мифами,  с их политеизмом,
обрядностью и проч., и самой религией , возникающей на их основе. Эта
преемственность имеет большое значение в области политико-правовых
воззрений и прямо проявляется, например, в виде учений о божественном
характере власти и порядка, о божественном праве и т.п.

       Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и других
стран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в
частности в том, что священное писание христиан- Библия включала как
собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и
священные книги последователей иудаизма- Ветхий завет.

       Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. В ней
противоречиво сочетались суровые традиции  древних племен с
жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и
нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

       Иудаизм представлял собой религию  одного народа, считавшего себя
избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв
этот закон, евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним
договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае
соблюдения всех его предписаний.

       Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особых
представлениях об истории- в Библии история трактуется как поступательное
движение. Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом
для установления справедливости.

       Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-
первых идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и
управляющего им, во -вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е.
идею гибели. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они
существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии  ослаблен
учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в
учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа.
Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного
пришествия Христа.



       2.3.2. КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА



       Среди религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которых
обуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца, царившей в
обществе, была одна, учение и организация которой имеют непосредственное
отношение к истокам христианства.  Мы имеем в виду Кумранскую общину и ее
учение.

       Исследователи утверждают, что “влияние, оказанное кумранитами на
религиозное учение первых христиан, было очень велико”. По справедливому
замечанию исследователей Амусина кумранское учение сыграло своего рода
посредническую роль между ортодоксальным иудаизмом  и христианством.

       Кумраниты жили замкнутой общиной, для которой характерны были
общность имущества, , обязательный труд всех членов общины, совместные
трапезы, изучение религиозных текстов. Жизнь кумранитов была строго
регламентирована.  Каждый новый член общины должен был передать общине “все
знание, труд и имущество” (Устав кумранской общины.). Как не услышать  те
же призывы  у первых христианских общин!

       Указывается на большое сходство между идеологией и практикой
кумранской общины, нашедших свое отражение в Уставе и раннехристианских
общин.

       Мы, к сожалению, не можем останавливаться  на всех возможных
сопоставлениях и сравнениях между кумранской и христианской идеологиями.
Отметим лишь некоторые важнейшие сходные черты.

       Если говорить об основополагающих сторонах религиозной философии
кумранской общины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д. ) и
предопределении, то известно, что эти доктрины были распространены и среди
раннехристианских общин. Отголосками дуалистических мотивов
противопоставления света- тьме изобилуют новозаветные писания, в
особенности же приписываемое Иоанну ( “дух истины и дух заблуждения” в
первом посл. Иоанна IV, 6). Точно также другой кардинальный принцип
христианского учения, необходимо вытекающий из  учения о предопределении:
“Да будет воля твоя ”, находит себе ,по-видимому , параллель в том же
Уставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и,
кроме воли бога , ничего не хочет”(1QS IX, 24) .  Известно, что одним из
основных и в то же время оригинальных положений христианства является
предписание не отвечать злом на зло (“А я говорю вам: не противься злому”
-Матфей 5,39) Указание на это мы встречаем и в кумранском Уставе: “Я никому
не воздам злом, а добром преследую..., ибо богу принадлежит суд над всеми
живыми, и ему принадлежит воздаяние.”(1QS X, 17-18).

       Наконец, можно указать сходство в социальных принципах, “философии
нищеты”, указывающих на результат действия общих факторов, действующих в
аналогичных исторических условиях. И. Д. Амусин отмечает, что “ожидание
мессии является не только религиозно-мифологической идеей. Социальный смысл
мессианских чаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройстве
мира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванного
сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальную
несправедливость на земле”.

       “В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены
избранничества целого этноса избранничеством индивидуума”.

       Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что новым
и целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческая
роль, не социальные принципы, социальная организация и повседневная
религиозная практика раннехристианских общин а только божественная личность
Христа, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность.

       Наряду с многочисленными чертами сходства между кумранрской и
новозаветной литературой можно обнаружить немало различий. Основное
различие заключается в том, что кумранская община ограничивалась верованием