|
|
|
|
Религия и мифология>>Происхождение христианства
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 2
1. БИБЛИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА 4
2. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ 5
2.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСТВО 5
2.2. ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ 9
2.3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА 10
2.3.1. ИУДАИЗМ 10
2.3.2. КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА 11
3. ХРИСТИАНСТВО – УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ 14
4. ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСТВА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ЛИТЕРАТУРА 20
ВВЕДЕНИЕ
О происхождении христианства написано огромное, по существу
необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще
трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители
библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об
историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви,
имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое
место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и
государств.
Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из так
называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство
распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в
результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем
Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности
последователей Христианства отсутствуют.
Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа,
предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и
установление царства небесного.
Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это
религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог
пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал,
страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее
воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь
положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным
чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие:
бытие с людьми, бытие на кресте.
Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и
создан без зла.
В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или
Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и
опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия-
это не изложение вероучения и не история человечества. Библия- это рассказ
о том, как Бог искал человека.
Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет;
исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него
входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”,
послания апостолов и Апокалипсис).
Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты,
является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют
разногласия.
Основные ветви Христианства:
1. католицизм;
2. православие (существует 15 православных самостоятельных церквей и
несколько автономных церквей.);
3. протестантство (включает 3 основных течения: лютеранство,
кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие
превратились в самостоятельные церкви: баптисты, методисты,
адвентисты и другие.).
Как же возникла эта религия?
1. БИБЛИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
В Библии нарисована такая картина ее возникновения. В дни царя Ирода
в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо,
поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не
человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению
звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они
нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-
гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары.
Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из
12 доверенных людей – учеников (в Новом завете они названы апостолами) и,
совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины,
проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил
чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял
больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил
досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков
полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а
его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.
В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала
раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным
Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус
был схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте, что
считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова
произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись
гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус
воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке
вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших
и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные
муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим»
– небесное божье царство.
2. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
2.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСТВО
Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические
принципы выросли на почве определенных общественных отношений.
В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья.
Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их политическую
самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни.
Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых
государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные
правопорядки, - весь гнет государственной машины империи порождал в среде
завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство
бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из
раннехристианских произведений – «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна),
написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет
рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и
страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он
предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» –
восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.
Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства.
Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на
экономический застой, - Римское государство страшилось своих рабов.
«Сколько рабов – столько врагов», - утверждала пословица того времени.
Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях
общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения
форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и
царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими
подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все
одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий
родитель – мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям – все равно,
рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время
рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять
терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило
бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и
христианство.
Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис. Высшие
круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и
свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники – постоянный объект
пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так изображает удел
ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться простовато, друзья
не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя ... ты станешь
жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».
В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных,
складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен,
поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие,
мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит,
что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В
другой – об умершем – говорится, что его простодушие, «немудрствование» и
доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами.
Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-
за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим
трудом.
Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные
призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай
обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В
одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в
безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид –
прощение». Здесь сопротивление злу – способ социальной самозащиты.
Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся
христианством.
Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского
общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.
Известный римский политический деятель и оратор Цицерон (106 – 43 гг.
до нашей эры) в тракте «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих
спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах,
жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и
признает существование блаженных богов, однако, помещая их где-то в
неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и,
следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что
строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для
блага человека. Третий философ – его точку зрения разделяет сам Цицерон –
говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных
людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда
кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм
уживался с самыми темными суевериями. Множество богов, демонов, духов
опутывали мышление человека, держа его в страхе и подрывая, по выражению
римского поэта Лукреция, «самые устои жизни».
Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском
обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную
политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали
своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения,
создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи
потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной
справедливости на Земле.
Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи,
чувство безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление
тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с
захирением демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни
духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во всех
классах, - пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей,
которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него
освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от
полного отчаяния». Предзнаменования, гадания, оракулы, составление
гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул заняли огромное
место во всех слоях общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи
исподволь подготавливалась и новая религия – христианство.
2.2. ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ
Велико число источников, религиозных, литературных, философских, из
которых черпала свои идеи новая религия. Философ Филон Александрийский (21
или 28 год до нашей эры – 41 или 49 год нашей эры) аллегорически толкуя
Библию, соединил в своем учении монотеизм (веру в единого бога) иудейской
религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала
христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла
на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную
жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и
учение гностиков – религиозно-философское направление, считавшее материю
греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ
христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его
идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского
божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес
себя в жертву.
2.3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА
2.3.1. ИУДАИЗМ
Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте.
Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередь
иудаизма.
Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменно
существующую между ранними формами религии - мифами, с их политеизмом,
обрядностью и проч., и самой религией , возникающей на их основе. Эта
преемственность имеет большое значение в области политико-правовых
воззрений и прямо проявляется, например, в виде учений о божественном
характере власти и порядка, о божественном праве и т.п.
Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и других
стран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в
частности в том, что священное писание христиан- Библия включала как
собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и
священные книги последователей иудаизма- Ветхий завет.
Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. В ней
противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с
жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и
нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.
Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя
избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв
этот закон, евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним
договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае
соблюдения всех его предписаний.
Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особых
представлениях об истории- в Библии история трактуется как поступательное
движение. Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом
для установления справедливости.
Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-
первых идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и
управляющего им, во -вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е.
идею гибели. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они
существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен
учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в
учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа.
Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного
пришествия Христа.
2.3.2. КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА
Среди религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которых
обуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца, царившей в
обществе, была одна, учение и организация которой имеют непосредственное
отношение к истокам христианства. Мы имеем в виду Кумранскую общину и ее
учение.
Исследователи утверждают, что “влияние, оказанное кумранитами на
религиозное учение первых христиан, было очень велико”. По справедливому
замечанию исследователей Амусина кумранское учение сыграло своего рода
посредническую роль между ортодоксальным иудаизмом и христианством.
Кумраниты жили замкнутой общиной, для которой характерны были
общность имущества, , обязательный труд всех членов общины, совместные
трапезы, изучение религиозных текстов. Жизнь кумранитов была строго
регламентирована. Каждый новый член общины должен был передать общине “все
знание, труд и имущество” (Устав кумранской общины.). Как не услышать те
же призывы у первых христианских общин!
Указывается на большое сходство между идеологией и практикой
кумранской общины, нашедших свое отражение в Уставе и раннехристианских
общин.
Мы, к сожалению, не можем останавливаться на всех возможных
сопоставлениях и сравнениях между кумранской и христианской идеологиями.
Отметим лишь некоторые важнейшие сходные черты.
Если говорить об основополагающих сторонах религиозной философии
кумранской общины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д. ) и
предопределении, то известно, что эти доктрины были распространены и среди
раннехристианских общин. Отголосками дуалистических мотивов
противопоставления света- тьме изобилуют новозаветные писания, в
особенности же приписываемое Иоанну ( “дух истины и дух заблуждения” в
первом посл. Иоанна IV, 6). Точно также другой кардинальный принцип
христианского учения, необходимо вытекающий из учения о предопределении:
“Да будет воля твоя ”, находит себе ,по-видимому , параллель в том же
Уставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и,
кроме воли бога , ничего не хочет”(1QS IX, 24) . Известно, что одним из
основных и в то же время оригинальных положений христианства является
предписание не отвечать злом на зло (“А я говорю вам: не противься злому”
-Матфей 5,39) Указание на это мы встречаем и в кумранском Уставе: “Я никому
не воздам злом, а добром преследую..., ибо богу принадлежит суд над всеми
живыми, и ему принадлежит воздаяние.”(1QS X, 17-18).
Наконец, можно указать сходство в социальных принципах, “философии
нищеты”, указывающих на результат действия общих факторов, действующих в
аналогичных исторических условиях. И. Д. Амусин отмечает, что “ожидание
мессии является не только религиозно-мифологической идеей. Социальный смысл
мессианских чаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройстве
мира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванного
сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальную
несправедливость на земле”.
“В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены
избранничества целого этноса избранничеством индивидуума”.
Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что новым
и целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческая
роль, не социальные принципы, социальная организация и повседневная
религиозная практика раннехристианских общин а только божественная личность
Христа, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность.
Наряду с многочисленными чертами сходства между кумранрской и
новозаветной литературой можно обнаружить немало различий. Основное
различие заключается в том, что кумранская община ограничивалась верованием
|
|