|
|
|
|
Языковедение>>Ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок"
План
Введение 3
Глава 1 3
§1 Язык и речь 3
- Язык и речь 3
- Речевая деятельность 4
- Индивидуальный стиль речи. 4
§ 2 Ненормированная речь 5
- Нормы 5
- Литературный язык 5
- Ненормированная лексика 6
§ 3 Ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой
теленок» 6
- Ненормированная лексика в речи авторов 6
- Ненормированная лексика в речи героев романа. 7
Введение
Объектом изучения является лексика. Предметом изучения является
ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».
Целью работы является изучение причин ввода авторами ненормированной
лексики в свою речь и речь героев романа. Уникальностью работы будет то,
что никто из известных ученых-лингвистов не рассматривал эту проблему с
этой точки зрения.
Глава 1
§1 Язык и речь
- Язык и речь
«Чтобы пользоваться языком надо его знать, а это результат воспитания и
обучения, в том числе в ходе наблюдения за речью других лиц в процессе
речевой деятельности»[1]. Этим изречением ученый-лингвист В. И. Кодухов
показал свое отношение к проблеме взаимодействия языка и речи. Другой
ученый-лингвист Т. И. Вендина высказывает свою точку зрения на эту проблему
как «Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка»[2], но она
показывает то, что язык и речь имеют свои особенности: «Язык средство
общения, речь – производимый этим средством вид общения»[3], «Язык
абстрактен, формален, тогда как речь материальна»[4], «Язык стабилен,
пассивен и статичен, речь же активна и динамична»[5], «Язык является
достоянием общества…, тогда как речь индивидуальна»[6], «Для языка
характерна уровневая организация, для речи - линейная»[7], «Язык независим
от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно
обусловлена»[8]. Также надо привести точку зрения зарубежного лингвиста Ф.
де Соссюра «Язык необходим чтобы речь была понятна, речь необходима, чтобы
установился язык»[9]. При рассмотрении точек зрения можно понять, что все
они близки и отличия минимальны. При непосредственном взаимодействии языка
и речи возникает речевая деятельность.
- Речевая деятельность
Когда язык выражается, в речи возникает речевая деятельность. В. И.
Кодухов давал ей такое определение: «Речевая деятельность является активным
использованием языка говорящим»[10].
У каждого производящего речевую деятельность, она индивидуальна.
Индивидуальность зависит от ряда причин: образования говорящего, его
возраста, социального положения. В силу этого у любого человека, владеющего
языком, возникает индивидуальный стиль речи.
- Индивидуальный стиль речи.
Ученые-лингвисты называют индивидуальный стиль речи слогом. Слог по
определению В. И. Кодухова состоит из «отбора общеязыковых явлений и
общестилевых средств, их комбинирования в конкретных условиях речи и жанра
для раскрытия темы.»[11] Так в стиле речевой деятельности говорящего
открывается его умение грамотно владеть языком, знание языковых норм, на
которые и опирается слог. Соответственно человек использующим нормированную
|
|