Производные имена в информативных жанрах
Даша Оля
Две девочки - 40000 рефератов
Ваш регион: Москва
 
Языковедение>>

Производные имена в информативных жанрах Производные имена в информативных жанрах


Центр Непрерывного Образования Кемеровского Государственного Университета
Городской Классический лицей г. Кемерово

«Производные имена в информативных жанрах»

                                                       Научный руководитель:
                               Кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко

                                                                   Выполнил:

                                                    Валентинова Дарья, 9 «а»

Кемерово-2000.



ЦНО Кемеровского государственного университета Городской классический  лицей
Работа  ученицы  9-а  класса  Валентиновой  Дарьи.   Научный   руководитель:
кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко

ВВЕДЕНИЕ....................................................................
...................................................................2

ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ
ОГОНЁК»:.......................................................6

ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ
«КОМПЬЮТЕРРА»:....................................16
ВЫВОДЫ:.....................................................................
.................................................................. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:.................................................................
..... 25
ИСТОЧНИКИ;..................................................................
...............................................................

ВВведение.
1. Словообразование как основной способ пополнения лексики русского языка
постоянно будет привлекать внимание исследователей, как с формальной так и
с содержательной стороны.
2. Производные слова, созданные по языковым моделям (иначе -узуальные
слова), и окказионализмы (слова, созданные с нарушением закономерностей)
используются в текстах разных жанров с большим спектром функциональных
ролей.
3. «Языковая игра была и остаётся в поле зрения лингвистов: однако наиболее
обстоятельно изучены лишь формальные способы её создания. Не менее
интересно взглянуть на языковую игру как на средство оптимального выражения
образа мысли, характера профессиональной и любой другой деятельности
социума или отдельного индивида».        /Н. А. Прокуровская/
4. Объектом нашего анализа мы избрали производные в структуре заглавия
статей  -  информации,  помещённых  в  журналах
Научный руководитель: кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко



«Компьютерра» и «Огонёк».

5. Разные по назначению и характеру читательской аудитории, эти журналы,
вероятно, даже в одинаковом по типу жанре не могут не повлиять на
предназначение заголовков в них. Поэтому в качестве рабочей гипотезы мы
выдвинули тезис о чисто информативной и информативно-эмоциональной роли
производных в составе заголовков.
6. Как показало наше исследование, производные употребляются в заголовках
следующих четырёх типов:

         • в заголовках, представленных одной лексемой

         • в заголовках - словосочетаниях

         • в заголовках - предложениях

         • в заголовках - комплексах предложений

Наиболее частотными являются заголовки -лексемы, с которых мы и начнём свои
наблюдения.

В  журнале  «Огонёк»  они  представлены  только  окказиональными
образованьями.

Производные, найденные в журнале «Огонёк»:

1.   Одна лексема

Окказиональное словообразование:
а) С переносом семантики одного из словообразующих компонентов на
   получившийся окказионализм:

• БИТОВУХА(№5от1.02.1999г.)
Статья автора о самом себе. Его рассуждения о мире, о том, что каждый может
для этого мира сделать. Автора зовут Андрей Битов.

Словообразовательный путь:
Искусственно выделенный от фамилии корень -БИТ- + наложение на просторечное
слово БЫТОВУХА. Наблюдается частичный перенос семантики слова БЫТОВУХА на
окказионализм.

Цель создания окказионализма:

Привлечение внимания. Обобщение БЫТОВЫХ мыслей Андрея БИТова.

• ВИДЕОТИЯ (№1-2 от 4.01.1999г.)



.Статья - обзор фильмов, причём по критериям обыкновенных зрителей,
непрофессионалов.

Словообразовательный путь:
На слово ИДИОТИЯ накладывается корень -ВИДЕО- (происходит замена корневой
гласной -И- на -Е-). Таким образом часть -ИДЕО- становится общей частью.
Наблюдается перенос семантики на окказионализм. Грубо говоря, этот
окказионализм можно расшифровать как «помешательство на ВИДЕО до ИДИОтизма»

Цель создания окказионализма:
Привлечение внимания. Обобщение понятия ВИДЕО-ИДИОТИЯ одним словом,
вероятно, во избежание зияния.

• ЛУЖЗОНА (№ 40 (4627) декабрь 1999г.)
Статья о крупнейшем Московском известном в России и далеко за её пределами
рынке в Лужниках, который в простонародье зовётся "Лужа". Автор говорит о
том, что "это не совсем кусочек Москвы. Это - Лужзона".

Словообразовательный путь:

Корень от простонародного варианта имени собственного "лужа" - -ЛУЖ- +


отсутствие интерфикса + корень и окончание имени существительного -ЗОНА. Мы
видим, что сам окказионализм склоняется так же, как и слово ЗОНА.
Наблюдается некоторая оценка статуса этого рынка за счёт слова ЗОНА.

Цель создания окказионализма:
наречение одним словом рынка в Лужниках, с акцентом на его статус.
Привлечение внимания.
Ь) Без переноса семантики какого-либо из словообразующих компонентов на
   полученный окказионализм:

• МАНЬЯКИ-БУКВОЛОГИ (№404999)
Статья о том, что "«Маньяками-буквологами» зовут пишущих «огоньковцев»,
сидящих на пятом этаже редакции, художники и верстальщики, живущие подчас
без выходных этажом ниже. «Маньяки» с ними борются за каждую букву не на
жизнь, а насмерть. Они с «маньяками», в свою очередь, насмерть бьются за
картинки, снимки и прочую красоту"

Словообразовательный путь:
Слово МАНЬЯКИ не представляет особого интереса. БУКВОЛОГИ: корень от имени
существительного "буква" -БУКВ- + интерфикс -О- + латинский корень -ЛОГ-
(означающий "знание", "изучение"). Цель создания окказионализма:
В статье упомянуто: "Просто заголовок смешной. Его ближе к полуночи
'придумал наш главный художник Миша Решетько." Однако только формально этот
заголовок смешной, но содержание, его семантика глубока.

• АНТИДАРВИНГ (№ 6 от 8.02.1999г.)
Статья о том, что теория Дарвина в корне не верна. Учёный, биолог, Виктор
Владимирович Витальев рассуждает на тему того, что для объяснения эволюции
нужна какая-то первопричина, а инволюция (деградация) гораздо естественнее
по своей природе.

Словообразовательный путь:

Отрицательная иноязычная приставка АНТИ- + корень от имени собственного
-ДАРВИН- + окончание английского языка -ИНГ (наложение части -ИН-), которое
в родном языке обозначает занятие, род деятельности. Но в английском это
окончание способно к словообразованию только при присоединении к корню
глагола. Здесь же мы наблюдаем присоединение к корню имени собственного.

Цель создания окказионализма:

.Обобщение одним словом главной мысли статьи, стремясь привлечь внимание
читателя.

"• ТЕЛЕЛЯПИЯ (№ 29 от 15.07.1996г.) Статья о том, как часто ошибаются,
допускают "ляпы" телекомментаторы.

Словообразовательный путь:
Уже устойчивый в своём положении корень -ТЕЛЕ- + корень от существительного
-ЛЯП- + суффикс -И- + окончание существительного 1-го склонения -Я.
Цель создания окказионализма:
Привлечение внимания. Наречение одним словом понятия "множество
телевизионных ляпов", что поддерживается аналогией с существительными,
имеющими процессуальное значение, (например: орфография, мания и др.)

 Словосочетания


Узуальное словообразование:

 • ПАРНОКОПЫТНЫЙ КИТ? (№7 от 07'2000г.)
              • [парн]о^копыт}ный    «видеотия» «Компьютерра»
5. Наиболее ярким проявлением эмоционального воздействия на читателя
является использование окказионализмов, созданных в результате языковой
игры: частичное совпадение звучания с узуальным словом. (БИТОВУХА -
бытовуха, ГРЭММУЧАЯ СМЕСЬ - гремучая смесь)

Список использованной литературы:


1. Н. А. Прокуровская «Языковая игра как средство выражения языкового
сознания социума» // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка
(функциональный аспект). Тезисы докладов всероссийской научной
лингвистической конференции. Екатеринбург 1993г.
2. Б. А. Белова «Окказиональное слово в аспекте соотношения «центр-
периферия»» // Ядерно-периферийные отношения в области лексики и
фразеологии  (на материале  русского  языка).  Республиканская межвузовская
научная конференция 20-23 мая 1991 года. Тезисы докладов. Новгород 1991г.
3. Е.   А.   Земская.   Современный  русский  литературный   язык.
Словообразование. Москва. «Просвещение». 1973г. с. 227-240

Источники:


1. Журнал «Огонёк». №5 от 1. 02. 1999г.

2. Журнал «Огонёк» №1-2 от 4.01.1999г.

3. Журнал «Огонёк»№40(4627) декабрь 1999г.

4. Журнал «Огонёк»№ 40'1999г.
5. Журнал «Огонёк» №6 от 8.02.1999г.
6. Журнал «Огонёк»№29 от 15.07.1996г.
7. Журнал «Огонёк» №07.2000г.
8. Журнал «Огонёк» №8 от 22.02.1999г.
9. Журнал «Огонёк» №23 Ч 999г.
10. Журнал «Компьютерра» № 9/1999г.
11. Журнал «Компьютерра» № 2 от 15.02.1999г.
12. Журнал «Компьютерра» №37 от 15.09.1997г.
13. Журнал «Компьютерра» №42(270) от 27.10.1998г.
14. Журнал «Компьютерра» №44(322) от 2.11.2999г.

Для добавления страницы "Производные имена в информативных жанрах" в избранное нажмине Ctrl+D
 
 
2005 © Copyright, 2devochki.ru
E-mail:
Реклама на сайте
  


Посетите наши другие проекты:
Электронные книги
Электронные словари
Коды к играм и прохождение игр