|
|
|
|
Этика>>Этика. Курс лекций
Владимирский государственный университет
П. Е. Матвеев
ЭТИКА
Основы общей теории
морали
[pic]
Владимир 2002
Министерство образования Российской Федерации
Владимирский государственный университет
П.Е. Матвеев
ЭТИКА
Основы общей теории морали
Курс лекций
Ч а с т ь п е р в а я
Владимир 2002
ББК 87.715.4
М 33
Рецензенты:
Доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор
В.С. Жеребин
Заведующий кафедрой философии ВлГПУ,
кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного
педагогического университета
Е.А. Плеханов
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Владимирского государственного университета
Матвеев П.Е.
М33 Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим.
гос. ун-т. – Владимир, 2002. 51 с.
ISBN 5-89368-309-9
Курс лекций ставит своей целью ознакомить студентов с основами общей и
профессиональной этики. В первой части раскрываются темы, связанные с
природой, структурой, функциями морали. Во второй, планируемой, части
будут проанализированы нравственные ценности и основы профессиональной
этики, в частности, этики бизнеса. В книге дан библиографический список к
каждой лекции, а также указаны дополнительные вопросы для контроля, темы
докладов и рефератов.
Предназначен для студентов гуманитарных, технических и экономических
специальностей очной и заочной форм обучения.
ББК 87.715.4
ISBN 5-89368-309-9 ( Владимирский
государственный
университет, 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время в российском обществе происходит определённая
«переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в
социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако эти процессы
протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими
моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности».
Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит
рост преступности, нигилизма. В обществе получают распространения
различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности
«сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь
фундаментальные научные знания о морали и религии. И это особенно
существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных
знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.
Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в
мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной
этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в
сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и
уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные
особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу
профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху.
Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно
оценивать.
Предлагаемый курс лекций ставит своей целью оказать помощь при
изучении дисциплин «Этика», «Этика бизнеса», «Этика предпринимательства».
В российской этике уже имеются учебники по общему курсу этики и по
профессиональной этике. Можно выделить такие учебники, как Гусейнов А.А.,
Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998; Этика / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и
Е.Л. Дубко. - М., 2000; Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М., 2001 и др.
Предлагаемое учебное пособие дополняет текст учебников и может
рассматриваться как дополнительный источник. Это пособие ориентировано не
только на студентов гуманитарных специальностей, но и технических,
экономических. Автор при изложении материала обращался также к
религиозной этике, в частности, к православному нравственному богословию,
чтобы приобщить студентов к тем общечеловеческим нравственным ценностям,
которые отстаивает и развивает христианство.
Курс лекций предполагает две части. В первой, публикуемой,
раскрываются темы, связанные с природой, структурой, функциями и ценностями
морали. Во второй части курса лекций будут проанализированы основы
профессиональной этики, в частности, этики бизнеса.
Нам представляется, что в предложенном курсе лекций имеется
определённый пропедевтический элемент, поскольку автор старался дать
систематическое изложение важнейших проблем этики по возможности логически
последовательно и доступно. В книгу включён и необходимый методический
материал, поскольку после каждой лекции дан библиографический список, а
также указаны дополнительные вопросы для контроля, темы докладов и
рефератов.
В конце предисловия автор хотел бы заверить читателя, что высказанные
им замечания по дальнейшему совершенствованию предлагаемого курса лекций
будут с благодарностью приняты, внимательно изучены и учтены.
[pic]
Лекция 1. ЭТИКА И МОРАЛЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика ?
Понятие научной, религиозной, профессиональной
этики ? Понятие морали
Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика
Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из
самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых
многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают
одними из самых важных для человека.
Так, великий немецкий философ И. Кант писал, что «все интересы моего
разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трёх
вопросах:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?»[1].
Первый вопрос гносеологический и решается чистым спекулятивным
разумом. Второй вопрос нравственный и решается чистым практическим
разумом. Первому вопросу посвящена, как многие считают, главная работа
Канта – «Критика чистого разума», представляющая собой очень глубокий и
сложный философский труд. Второму вопросу посвящены у Канта «Критика
практического разума» и др. этические работы. Но сам Кант отдавал
предпочтение чистому практическому разуму перед чистым спекулятивным
разумом, т.е. этика по нему имеет определённое первенство перед
гносеологией. «Следовательно, в соединении чистого спекулятивного разума с
чистым практическим в одно познание чистый практический разум обладает
|
|